60_Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей_2022-2023

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно – эстетическому развитию воспитанников № 60 «Дюймовочка»

УТВЕРЖДАЮ:
заведующий МАДОУ № 60
«Дюймовочка»
Н.В.Тебехова
Приказ 40 - ОД
от «31» мая 2022 г.

ПРОГРАММА
психолого-педагогического сопровождения
одаренных детей муниципального автономного
дошкольного учреждения «Детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественноэстетическому развитию воспитанников
№ 60 «Дюймовочка»
на 2022-2023 учебный год

п. Бобровский
2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Планируемые результаты и эффекты
1.3.
Цели и задачи, целевые показатели Программы
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3
5
5
7
8
8
10

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1.

2.

3.

4.

Наименование
Программы

Программа психолого-педагогического сопровождения
одаренных детей муниципального автономного дошкольного
учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому развитию воспитанников № 60 «Дюймовочка» на
2022-2023 учебный год
Реквизиты
Приказ заведующего МАДОУ № 60 «Дюймовочка» от 31.05.2022
правового акта, г. «Об утверждении Программы психолого-педагогического
утверждающего сопровождения одаренных детей муниципального автономного
Программу
дошкольного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому развитию воспитанников № 60
«Дюймовочка» на 2022-2023 учебный год № 40-ОД
Цели и задачи
Цель:
Программы
Создание условий для выявления, поддержки и развития
одаренных детей, в том числе детей с ОВЗ, их способностей и
талантов и самореализации как основы развития
интеллектуального, творческого, культурного
потенциала воспитанников; обеспечение каждому ребенку
равных стартовых возможностей в реализации его интересов и
потребностей
Задачи:
 выявление детей, проявивших выдающиеся способности,
в том числе детей с ОВЗ, через систему конкурсов и олимпиад
 осуществление адресной поддержки одаренных детей в
различных областях интеллектуальной, исследовательской,
творческой, спортивной, социально значимой деятельности;
 оказание социальной поддержки одаренным детям;
 осуществление на уровне ДОО методического и
информационного сопровождения одаренных детей;
 развитие способностей и творческого потенциала
одаренных и высокомотивированных детей на основе
дифференцированного образования в пяти образовательных
областях и внедрения в образовательный процесс новых
образовательных технологий;
 разработка и освоение системы мер мотивации,
морального и материального стимулирования труда
педагогических работников
 мониторинг дальнейшего развития детей, проявивших
выдающиеся способности
Важнейшие
 доля воспитанников, включенных в систему выявления,
целевые
развития и адресной поддержки одаренных детей;
индикаторы и
 количество участников дошкольного/муниципального
показатели
/регионального этапа проектов, акций, конкурсов и олимпиад;
Программы
 доля победителей и призеров дошкольного/муниципального
/регионального этапа проектов, акций, конкурсов и олимпиад;
 доля воспитанников, охваченных иными формами
интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий,
направленных на развитие интеллектуальных и творческих
3

5.
6.

Сроки
реализации
Основание для
разработки
программы
/нормативные
документы

способностей, способностей к занятиям физической культурой и
спортом;
 доля воспитанников с ОВЗ, охваченных мероприятиями по
выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов;
 доля воспитанников, включенных в муниципальный
электронный банк данных талантливых (одаренных) детей
Сысертского городского округа и сопровождения их
дальнейшего развития;
 доля воспитанников с ОВЗ, охваченных программами
дополнительного образования;
 охват воспитанников дополнительным образованием;
 доля педагогических работников, прошедших специальную
подготовку по работе с одаренными детьми;
 доля способных и талантливых обучающихся, охваченных
психолого-педагогическим сопровождением
2022-2023 учебный год
Концептуальные материалы
1. Концепция общенациональной системы выявления и развития
молодых талантов. Утверждена Президентом РФ от 03 апреля
2012 г. Пр-827
Федеральный уровень
2. Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. №
761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на
2012-2017 годы».
3. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №
599 «О мерах по реализации государственной политики в
области образования и науки»
4. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
5. Паспорт национального проекта «Образование». Утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (Протокол
от 24 декабря 2018 года № 16)
6. Постановление правительства Российской Федерации от 17
ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении правил выявления
детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и
мониторинга их дальнейшего развития» в ред. от 23.05.2019)

4

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Создание условий для стимулирования ребенка к различным видам деятельности,
его психолого-педагогическая поддержка во всех аспектах развития, создание
благоприятных условий воспитательной и образовательной деятельности, поддержка
детской инициативы и высокого познавательного потенциала является основной задачей
на этапе современного развития образования.
Таким образом, перед ДОО стоит задача развития конкурентных преимуществ в
муниципалитете и, что в свою очередь невозможно без выявления, поддержки, адресной
помощи и развития наиболее одаренных в различных областях знаний и творчества детей.
С 2021 года в МАДОУ № 60 «Дюймовочка» реализуется Программа психологопедагогического сопровождения одаренных детей. Программа обеспечивает создание
комплекса условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в рамках
образовательного пространства ДОО.
Накоплен определенный опыт организации мероприятий, направленных на
выявление талантливых и одаренных детей, сложились традиции стимулирования и
поддержки детей, имеющих особые достижения в различных видах деятельности.
Анализ состояния организации работы по выявлению, поддержке и развитию
одаренных детей
Для определения проблем, подлежащих программной разработке, целевых
установок, выделения объектов программного решения проведен исходный анализ
состояния организационной, методической и психолого-педагогической поддержки
одаренных детей в ДОО.
Состояние системы выявления одаренных детей
Комплекс ежегодных дошкольных и муниципальных мероприятий позволяет
выявить некоторую часть одаренных детей муниципалитета.
С целью развития у воспитанников творческих способностей и интереса к
познавательной, исследовательской деятельности, выявления лиц, проявляющих
выдающиеся способности в разных видах детской деятельности, проводится олимпиады и
конкурсы различного уровня.
Сводная информация о количестве участников, победителей и призеров
дошкольных, муниципальных, областных и всероссийских конкурсов и олимпиад.
Количество
№ Наименование мероприятия
Уровень
Результат
участников
1. ХХIII Областной открыты
областной
1
участник
конкурс детского творчества
«ГРАД СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ»
2. Муниципальная дистанционная
муниципальный
27
I место – 16
олимпиада для дошкольников
II место - 7
«Мои первые шаги»
III место - 4
3. Областного конкурса "Ручейки
областной
1
I место - 1
добра-2022"
4. Муниципальная дистанционная
муниципальный
33
I место - 6
олимпиада для дошкольников
II место – 5
«Математические ступеньки»
III место – 18
Участник - 4
5. Муниципальный конкурс чтецов муниципальный
1
III место
«У меня зазвонил телефон…»
5

по произведениям К.И.
Чуковского среди воспитанников
ДОУ Сысертского городского
округа
6. Муниципальный конкурс чтецов муниципальный
«У меня зазвонил телефон…»
по произведениям К.И.
Чуковского среди воспитанников
ДОУ Сысертского городского
округа
7. Муниципальный конкурс детского муниципальный
и юношеского творчества
«Пасхальные перезвоны»

4

I место – 2
Участник - 2

28

I место - 21
II место – 4
III место – 1
Диплом участника - 2
Сертификат участника

8. Муниципальный конкурс
муниципальный
24
танцевальных флешмобов «Из нас
слагается народ», посвященном
году народного искусства и
нематериального культурного
наследия народов России среди
воспитанников дошкольных
учреждений Сысертского
городского округа
9. Муниципальный конкурс чтецов муниципальный
4
II место – 1
«Через века, через года III место - 1 Диплом
помните!» посвященный Дню
участника - 2
Победы в Великой Отечественной
войне среди воспитанников
дошкольных учреждений
Сысертского городского округа
10. Муниципальный конкурс чтецов - муниципальный
1
Грамота победителя в
2022 «Мир глазами детей»
номинации "Самый
на тему "Нет лучше и краше
обаятельный
Родины нашей"
исполнитель"
11. Конкурс исполнителей детской
муниципальный
9
I место – 3
песни «Детство. Лето. Дружба.
II место - 1
Мир!», посвященного Дню
Сертификат участника
защиты детей среди
-5
воспитанников
дошкольных учреждений
Сысертского городского округа
Итого
128 человек
Из них детей с ОВЗ
12 человек
Процент качества участия дошкольников в олимпиадах и конкурсах невысокий и
составляет 49%. Наиболее высокий процент качества участия дошкольников наблюдается
в конкурсах и олимпиадах по социально-коммуникативному развитию, познавательному и
художественно-эстетическому развитию. Наименьший процент качества – в конкурсах
речевой направленности.
6

Реализация целевой модели развития системы дополнительного образования
детей
В начале 2021 году нами была поставлена задача реализации дополнительного
образования детей на базе ДОО, включающая систему персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей.
В 2021-2022 год работа должна быть направлена на:
- разработку и утверждение программ дополнительного образования.
- продолжение формирования персонифицированного учета одаренных и
талантливых детей;
- сертифицированние и размещение программ в муниципальном сегменте
общедоступного Навигатора дополнительного образования программ:
- социально-гуманитарной направленности– 1 программа;
- художественной направленности 1 программа.
Реализация системы выявления и поддержки одаренных детей
В целях реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития
молодых талантов продолжена работа по реализации модели системы выявления и
поддержки одаренных детей, ежегодно актуализируется банк данных одаренных детей, в
который включены победители и призеры конкурсов, фестивалей, соревнований,
олимпиад.
Традиционно проводятся спортивные мероприятия, позволяющие детям проявить и
совершенствовать свои способности. Воспитанники принимают активное участие и
занимают призовые места в соревнованиях, конкурсах различного уровня.
Выводы:
Несмотря на совершенствование системы работы с одаренными детьми в ДОО
необходимы механизмы для ее более устойчивого функционирования и развития.
Системные меры по поддержке талантливых детей, в том числе адресной поддержке, основной путь для развития потенциала детей и выполнения государственных задач в
сфере образования и развития современного общества.
1.2.Планируемые результаты и эффекты
 Обеспечены условия для самореализации, наиболее полногоиудовлетворения
интересов и потребностей воспитанников через расширение видов и форм
интеллектуальной, творческой, спортивной, социально-коммуникативной деятельности.
 Повышена технологическая культура педагогов в работе с одаренными детьми.
 Реализованы формы социальной поддержки одаренных детей
 Разработана система мер мотивации, морального и материального стимулирования
труда педагогических работников.
Выводы
На сегодняшний день в ДОО созданы определенные условия для обучения, развития
и реализации способностей детей и предъявления продуктов их интеллектуальной,
творческой деятельности.
Существующая система обучения в ДОО не обеспечивает в полной мере
индивидуального развития детей с повышенным интеллектуальным и творческим
потенциалом, что обуславливает несоответствие уровня достижений отдельных учащихся
их высоким потенциальным возможностям.
Таким образом, исходя из уже имеющихся ресурсов ДОО, необходимо разработать
новую систему выявления, поддержки и развития детей с неординарными способностями,
расширить спектр образовательных услуг для удовлетворения образовательных
потребностей одаренных детей, увеличить степень индивидуализации процесса обучения
7

одаренных дошкольников и создать условия для их опережающего развития в условиях
ДОО.
Реализация Программы способствует:
 индивидуально-личностному развитию и социальной адаптации каждого
одаренного ребенка;
 расширению форм и видов интеллектуальной, творческой, спортивной,
социально-коммуникативной, речевой деятельности;
 развитию творческого потенциала и достижению высокого уровня
профессиональной компетентности педагогов;
 обновлению содержания образования через расширение возможностей
самореализации воспитанников;
 развитию форм социальной поддержки воспитанников.
1.3. Цели и задачи, целевые показатели Программы
Выполнение Программы осуществляется с 1 сентября 2021 года по 31 мая 2022 года.
Программа предусматривает решение задач по развитию адресной поддержки
одаренных детей в различных областях: интеллектуальной, исследовательской,
творческой, спортивной деятельности, осуществление системы методического и
информационного сопровождения одаренных детей.
Цель программы: Создание условий для выявления, поддержки и развития
одаренных детей, в том числе детей с ОВЗ, их способностей и талантов и самореализации
как основы развития интеллектуального, творческого, культурного
потенциала воспитанников; обеспечение каждому ребенку равных стартовых
возможностей в реализации его интересов и
потребностей
Задачи программы:
 выявление детей, проявивших выдающиеся способности, в том числе детей с ОВЗ,
через систему конкурсов и олимпиад
 осуществление адресной поддержки одаренных детей в различных областях
интеллектуальной, исследовательской, творческой, спортивной, социально значимой
деятельности;
 оказание социальной поддержки одаренным детям;
 осуществление на уровне ДОО методического и информационного сопровождения
одаренных детей;
 развитие способностей и творческого потенциала одаренных и
высокомотивированных детей на основе дифференцированного образования в пяти
образовательных областях и внедрения в образовательный процесс новых
образовательных технологий;
 разработка и освоение системы мер мотивации, морального и материального
стимулирования труда педагогических работников
 мониторинг дальнейшего развития детей, проявивших выдающиеся способности
Основные
направления
Научное,
информационное и
методическое
обеспечение

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание деятельности
1. Продолжение формирования базы данных об одаренных детях ДОО.
2. Подбор диагностического материала для изучения способностей и раннего выявления одаренных детей.
3. Разработка практических рекомендаций по организации ра8

Обеспечение
технологической
готовности педагогов

Создание условий для
развития и самореализации
одаренных детей

боты с одаренными детьми для педагогов.
4. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
для одаренных детей.
5. Информирование участников образовательных отношений
по проблемам и направлениям работы с одаренными детьми
1. Организация курсовой подготовки педагогов, работающих с
одаренными детьми.
2. Организация профессионального общения педагогов по
проектированию и моделированию работы с одаренными
детьми, обеспечения преемственности в работе с одаренными
детьми на различных ступенях обучения.
3. Изучение, обобщение и распространение передового
педагогического опыта по работе с одаренными детьми.
1. Организация участия детей в плановых мероприятиях в рамках дошкольных, муниципальных, областных и всероссийских
конкурсах и олимпиадах.

Целевые показатели и индикаторы Программы
Наименование
Единица
индикатора (показателя)
измерения
доля воспитанников, включенных в систему выявления,
%
развития и адресной поддержки одаренных детей
количество участников дошкольного/муниципального
%
/регионального этапа проектов, акций, конкурсов и олимпиад
доля победителей и призеров дошколь%
ного/муниципального /регионального этапа проектов, акций, конкурсов и олимпиад
доля воспитанников, охваченных иными формами интел%
лектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий,
направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической
культурой и спортом;
доля воспитанников с ОВЗ, охваченных мероприятиями
%
по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов
доля воспитанников, включенных в муниципальный
%
электронный банк данных талантливых (одаренных) детей Сысертского городского округа и сопровождения их
дальнейшего развития
доля воспитанников с ОВЗ, охваченных программами до%
полнительного образования
охват воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет дополни%
тельным образованием
доля педагогических работников, прошедших специаль%
ную подготовку по работе с одаренными детьми
доля способных и талантливых обучающихся, охвачен%
ных психолого-педагогическим сопровождением

Значение
показателей
100
70/50/5

50/10/1

100

40

25

50
70
100
100

9

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
План мероприятий по реализации Программы
№
Наименование мероприятия
Срок
Исполнители
Результаты, достигаемые в ходе выполнения этапа
или мероприятия
1. Осуществление поддержки одаренных детей
2021/2022
Старший
Создание единой системы выявления, развития и
воспитатель,
адресной поддержки одарённых и талантливых детей в
педагоги ДОО различных областях интеллектуальной и творческой
деятельности
2. Участие одаренных детей в олимпиадах,
2021/2022
Старший
Развитие интеллектуальных и творческих
конкурсах, фестивалях и др. мероприятиях
воспитатель,
способностей воспитанников, мотивация и
различного уровня
педагоги ДОО стимулирование к развитию способных, одаренных
детей
3. Адресная поддержка победителей и призеров
2021/2022
Старший
Создании педагогом особых условий, гарантирующих
интеллектуальных, творческих конкурсов,
воспитатель,
умственное и личностное развитие ребенка. Подбор
спортивных
педагоги ДОО форм индивидуализации и дифференциации
состязаний
образования, основанных на учете индивидуальных
особенностей ребенка, которые определяют выбор
оптимальной для него стратегии развития
4. Организация дошкольных и муниципальных
2021/2022
Старший
Мотивация к достижению успехов в различных
конкурсов среди воспитанников ДОО
воспитатель,
областях деятельности.
педагоги ДОО
5.
Развитие дополнительного образования
СентябрьСтарший
Повышение квалификации педагогов,
в ДОО
декабрь
воспитатель,
профессиональное общение, сопровождение
- разработка и утверждение программ
2021
педагоги ДОО педагогами одаренных детей, развитие творческих
дополнительного образования
способностей воспитанников. Обеспечение
- сертифицированние и размещение программ
преемственности между ДОО и школой в вопросах
в муниципальном сегменте общедоступного
обучения одарённых детей и развития их творческих
Навигатора дополнительного образования
способностей с учетом современных требований
программ:
системы образования
- социально-гуманитарной
направленности– 1 программа;
- художественной направленности 1

6.

7.

8.

программа.
Повышение квалификации и развитие
профессиональной компетентности педагогов,
работающих с одаренными детьми,
организация методической деятельности:
обучающие семинары, конференции, мастерклассы и др. формы повышения квалификации
Информационно-издательская деятельность:
издание методических материалов,
презентаций, буклетов, фото- и
видеоматериалов по итогам интеллектуальных
и творческих мероприятий. Публикация
информационных бюллетеней на
официальном сайте ДОО
Мероприятия по обновлению содержания
образования, внедрение в практику работы
педагогов

2021/2022

Старший
воспитатель

Повышение квалификации педагогических
работников, обеспечение постоянного сопровождения
педагогом развития творческих способностей детей

2021/2022

Старший
воспитатель,
педагоги ДОО

Информирование педагогического сообщества,
общественности об условиях и результатах реализации
Программы, освещение лучших практик по работе с
одаренными детьми

2021/2022

Старший
воспитатель,
педагоги ДОО

Развитие способностей и творческого потенциала
одаренных и высокомотивированных детей на основе
дифференцированного обучения совершенствования
традиционных и внедрения в образовательный процесс
новых образовательных технологий

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».