ДООП_Потанцуй со мной, дружок_2022

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому развитию воспитанников № 60 «Дюймовочка»
624019, Свердловская область, Сысертский район, п. Бобровский, улица Дёмина, дом 47-А. тел.
89090004207
e-mail: mdou60-bobr@mail.ru
сайт: 60set.tvoysadik.ru

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
протокол № 2
от «24» ноября 2022

УТВЕРЖДЕНО:
Н.В. Тебехова
заведующим МАДОУ № 60
приказ № 90-ОД от «30» ноября 2022

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«ПОТАНЦУЙ СО МНОЙ, ДРУЖОК!»
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ВОСПИТАННИКОВ
№ 60 «ДЮЙМОВОЧКА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 5 ДО 8 ЛЕТ
Срок реализации 2 года
Авторы-разработчики:
Бауэр Екатерина Яковлевна,
старший воспитатель
Корнилова Ольга Николаевна,
музыкальный руководитель
МАДОУ № 60 «Дюймовочка»

п. Бобровский
2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи общеразвивающей программы

7

1.3.

Содержание общеразвивающей программы.

8

1.4.

Планируемые результаты

13

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

15

2.1.

Условия реализации программы

15

2.2.

Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы

17

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

19

Приложение

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области
хореографического искусства «Потанцуй со мной, дружок!» муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию
воспитанников № 60 «Дюймовочка» (далее – Общеразвивающая программа, Программа)
по содержанию имеет художественную направленность, по функциональному
предназначению является досуговой, учебно-познавательной, социально-гуманитарной и
общекультурной; по форме организации – групповой, кружковой, общедоступной, для
самодеятельных коллективов и реализуется на базовом уровне
Уровень усвоения – стартовый.
Современный
этап
развития
общества
характеризуется
становлением
принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых
является доступность дополнительного образования для детей 1 , в том числе и
дошкольного возраста. Чему способствуют как социальные, так и экономические
перемены, происходящие в обществе.
В тоже время актуальной остается цель педагогической деятельности - создание
благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка, формирование
основ культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к
жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности,
обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Развитие личности ребенка
происходит через поддержку позитивной социализации и индивидуализацию образования.
Таким образом, актуальность программы объясняется интересом детей и их
родителей к такому виду разнообразной и увлекательной деятельности, которая является
наиболее доступной и эффективной в условиях детской дошкольной организации. В
настоящее время одним из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных
ритмопластических направлений является ритмика. Доступность этого вида основывается
на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем
воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и
нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным
сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными
композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к
подражанию, копированию действий человека и животных. Музыкально-ритмические
движения, являются синтетическим видом деятельности, следовательно, эта Программа,
основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и
двигательные способности, а также те психологические процессы, которые лежат в их
основе.
Программа разработана в соответствии с:
1

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей»;
Приоритетный проектом «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30
ноября 2016 г. № 11)
3

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №
533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптивных дополнительных общеразвивающих программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
- Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»
а также нормативные и распорядительные акты органов исполнительной власти в
сфере образования, и осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав
потребителей и т.д., а также локальными нормативными актами, распорядительными
актами дошкольной образовательной организации.
Общеразвивающая программа МАДОУ № 60 «Дюймовочка» определяет
содержание и организацию дополнительного образования для детей дошкольного возраста
от 5 до 8 лет.
Возраст 5 - 6 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, которые
характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного
развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот
возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно
формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая
жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по
представлению.
4

Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок
этого возраста
способен к освоению сложных движений. Уже наблюдаются отличия в движениях
мальчиков и девочек (у мальчиков – более порывистые, у девочек – мягкие, плавные,
уравновешенные), общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка. Активно
формируется осанка детей, правильная манера держаться. Посредством целенаправленной
и систематической двигательной активности укрепляются мышцы и связки.
В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение
музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах
музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами
выразительности, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются
музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность.
Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления
становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности
продумываются и сознательно подбираются детьми).
Поэтому приоритетными задачами становятся: развитие способности к
выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под
незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки. От ребенка можно
требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца.
У ребенка 7-го года жизни совершенствуются основные нервные процессы
возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ребенком правил
поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и торможения - сила,
уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее
отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность
занятий в кружке ритмики, включать в двигательные упражнения элементы,
формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки, свойства нервных процессов,
особенно подвижность, развиты недостаточно. При подвижных движениях необходимо
ставить точные задачи, контролировать ход занятия.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и
самостоятельное использование двигательного опыта, развиваются крупные мышцы
туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук.
Дети способны изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут
выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от
медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге,
прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с
работой мелких мышц. Расширяются представления о самом себе, своих физических
возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся
равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног.
Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. В
этом возрасте они овладевают прыжками на одной и двух ногах, могут выполнять
разнообразные упражнения на равновесие на месте и в движении.
Музыкально-художественная
деятельность
характеризуется
большой
самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств
выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими
умениями. Основу для ритмических композиций составляют простые, разнообразные
движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и др.), позволяющие
5

выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и
настроения музыкальных произведений.
Особенности реализации Общеразвивающей программы при работе с детьми,
нуждающимися в особом обучении (дети с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ), не имеющие медицинских противопоказаний к обучению, и одаренные дети).
Программа предназначена для работы, как с одарёнными детьми, так и с детьми,
имеющими ограниченные возможности здоровья. В зависимости от познавательных и
физических возможностей детей и их нужд в обучении определяются особенности
реализации Программы. Содержание Программы позволяет педагогу организовать работу
по возможностям ребенка и увеличить в случае необходимости время для изучения
материала. Для одаренных детей рекомендуется использовать ведущие роли во всех
разделах Программы и увеличение количества предлагаемого материала. Используемые
для реализации Программы формы и методы позволяют полностью адаптировать в
учебном процессе детей с ОВЗ, не имеющих медицинских противопоказаний к обучению,
а также индивидуальному развитию одарённых детей.
Адресаты программы – обучающиеся 5 – 8 лет, проявляющих интерес к искусству
хореографии. Общеразвивающая программа рассчитана на две возрастных ступени:
старшая группа – 1 год обучения (от 5 до 6 лет)
подготовительная к школе группа – 2 год обучения (от 6 до 8 лет)
Число детей, одновременно находящихся в группе не может быть меньше 7
человек и не может превышать 30 человек.
Объем программы: 72 часа
1 год обучения – 36 часов
2 год обучения – 36 часов
Курс программы рассчитан на 2 года и составляет 72 учебные недели (36 учебных
недель в год). Занятия проводятся один раз в неделю. Объём Общеразвивающей
программы составляет 72 учебных часа, продолжительность годовой части Программы
составляет – 36 учебных часов.
Режим занятий.
Распределение учебной нагрузки (объем и продолжительность образовательной
деятельности) в неделю в возрастных группах:
от 5 лет до 6 лет – один раз в неделю, продолжительностью не более 25 мин.
от 6 лет до 8 лет – один раз в неделю, продолжительностью не более 30 мин.
Занятия могут проводиться в первую и вторую половину дня, начало
образовательной деятельности во всех возрастных группах не ранее 08.00 часов,
завершение не позднее 19.00 часов. Перерывы между занятиями должен составлять – не
менее 10 минут.
Образовательный период осуществляется с 01 сентября по 31 мая.
Обучение предусматривает следующие формы обучения:
- формы организации обучения – очная.
- формы (виды) учебной деятельности обучаемых – практические учебные занятия.
- формы организации текущей работы обучаемых групп – групповые.
В конце каждого года обучения предусмотрены формы подведения итогов
реализации дополнительной общеразвивающей программы в виде открытого занятия или
концерт.
6

1.2. Цель и задачи Общеразвивающей программы
Основная цель Общеразвивающей программы: содействовать всестороннему
развитию личности дошкольника средствами хореографии (культура движения,
музыкальность, координация), раскрывать индивидуальные особенности воспитанников и
развивать их творческие способности.
Цель Общеразвивающей программы раскрывается через реализацию следующих
задач:
Обучающие задачи:
- познакомить детей с историей возникновения и развития хореографического
искусства;
- создавать условия для формирования навыков основ хореографии с элементами
свободной пластики с опорой на содержательный и выразительный музыкальный
материал;
- формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества
танцевальных движений и танцев;
- формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.
Развивающие задачи:
- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата и
формированию правильной осанки;
- содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания,
умения согласовывать движения с музыкой;
- способствовать развитию элементарных пространственных представлений,
ориентации детей в ограниченном сценическом пространстве, в композиционных
построениях танцевальных рисунков – фигур;
- развивать репродуктивное и продуктивное воображение, фантазию творчество,
наглядно-образное, ассоциативное мышление, самостоятельное художественное
осмысление хореографического материала;
- развить основы музыкальной культуры, танцевальности, артистизма,
эмоциональной сферы, координации хореографических движений, исполнительских
умений и навыков;
- создавать условия для развития умения выразительно двигаться под современные
ритмы, добиваясь естественности и непринужденности исполнения;
- развить природные физические данные.
Воспитательные задачи:
- способствовать формированию и совершенствованию межличностное общение
(«исполнитель - педагог», «участник – ансамбль (коллектив)») и привить навыки работы в
коллективе;
- создавать условия для формирования понимания эстетики движений, воспитывать
музыкальный вкус;
- воспитать интерес к хореографическому искусству;
- воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества
в движениях.
В зависимости от поставленных задач педагога объединения на занятиях
используются различные методы работы, чаще всего, сочетая их.
7

Игровой метод. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха
на занятии, а о том, чтобы пронизывать занаятие игровым началом, сделать игру его
органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе
определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей
жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.
Метод аналогий. В программе широко используется метод аналогий с животным и
растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог, используя
игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга
ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых
творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности,
объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного
музыкально-ритмического движения.
Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Программа предусматривает обучение дошкольников (обучающихся) танцам с
учетом степени сложности материала для каждого года обучения, что позволяет подобрать
их соответственно уровню подготовки детей:
1 степень – танцы меньшей сложности.
2 степень – более сложные танцы.
3 степень сложности (индивидуальные танцы) – танцы, поставленные на хорошо
проученных детьми движениях, предполагающие свободное владение лексикой языка
танца, а также умение передавать образы посредством мимики, пантомимики и жестов.
Учебный (тематический) план
первый год обучения
Количество часов
Форма
№
Название раздела, темы
п/п
всего
теория
практика аттестации/контроля
1. Вводное занятие
1
1
Беседа, анализ
Учебно-тренировочная
2.
28
28
работа
Азбука музыкального
Просмотр этюда
2.1.
7
7
движения
Танцы 1 степени
Просмотр
2.2.
7
7
сложности
танцевальных этюдов
Танцы 2 степени
Просмотр и анализ
2.3. сложности
7
7
танцевальных этюдов
и композиций
Танцы 3 степени
Просмотр и анализ
2.4. сложности
7
7
танцевальных
(индивидуальные танцы)
номеров
Просмотр
Танцевально-образная
импровизационной
3.
4
4
импровизация
хореографической
сказки
РепетиционноПросмотр и анализ
4.
4
4
постановочная работа
танцевальных
8

5.

Итоговое занятие

1

Итого:

36

номеров
Отчётный концерт
для родителей

1
1

35

Содержание учебного (тематического) плана
первого года обучения
№
п/п
1.

Название раздела,
темы
Вводное занятие

2.
2.1

Учебнотренировочная
работа
Азбука
музыкального
движения

2.2

Танцы 1 степени
сложности

Содержание
теория
Правила техники
безопасности.
Введение в программу.

практика

—

1.Музыкально-пространственные
упражнения в темпе и ритме музыки. 1.1.
Маршировка на месте, вокруг себя, вправо,
влево, по кругу и др. рисунках. 1.2. Темпы
музыкальных произведений (быстрый,
медленный, умеренный). 1.3. Ритм
музыкального произведения. 1.4.
Ритмическая разминка на месте.
2.Пространственные музыкальные
упражнения и передвижения в различных
рисунках в характере музыкального
произведения. 2.1. Характер музыкального
произведения: весёлая, грустная, тревожная.
2.2. Передвижения в характере музыки. 2.3.
Пространственные упражнения. 2.4.
Разминка в музыке различных характеров.
3.Танцевальные шаги и бег. 3.1.
Танцевальные шаги с носка, подъёмом ноги,
согнутой в колене, на полупальцах, с
продвижением, на месте и со сменой
положения рук. 3.2. Танцевальный бег:
лёгкий бег, с отбрасыванием ног назад, в
стороны, вперёд и т.д. 3.3. Подскоки, галоп.
4.Танцевальная азбука и элементы
танцевальных движений. 4.1. Точки класса.
4.2. Постановка корпуса. 4.3. Изучение
позиций рук и ног. 4.4. Хлопки. 4.5.
Притопы. 4.6. Прыжки и прыжки с
поджатыми. 5.Постановочная работа над
этюдом.
1. Постановка позиция рук. Постановка
позиции ног - подготовительная, II, III, VI. 2.
Развитие навыков танцевальных движений.
2.1. Русский поклон. 2.2. Танцевальные шаги
и притопы. 2.3. Хороводные шаги. 2.4. Шаги
с притопом и поворотом. 2.5.
Полуприседания с поворотом корпуса. 2.6.
Выставление ноги на пятку с
полуприседанием. 2.7..Хлопушки: в ладоши,
по бедру, в простых ритмических рисунках.
3. Развитие навыков выразительного
движения. 4. Формирование и развитие
навыков общения в паре. 5. Создание
условий для выражения отношения к музыке,

—

9

2.3

Танцы 2 степени
сложности

—

2.4

Танцы 3 степени
сложности
(индивидуальные
танцы)

—

3.

Танцевальнообразная
импровизация

—

4.

Репетиционнопостановочная
работа
Итоговое занятие

—

5.

№
п/п
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.

—

Проверка знаний, умений и навыков.
Итоговая аттестация.
Открытый итоговый урок.

Учебный (тематический) план
второй год обучения
Количество часов
Название раздела, темы
всего
теория
практика
Вводное занятие
1
1
Учебно-тренировочная
28
28
работа
Азбука музыкального
7
7
движения
Танцы 1 степени
7
7
сложности
Танцы 2 степени
сложности
7
7

Танцы 3 степени
2.4. сложности
(индивидуальные танцы)
3.

движению, партнеру по танцу. 6. Воспитание
культуры движения через мышечные
ощущения, а также через потребность
включаться в движение всем опорнодвигательным аппаратом. 7. Этюд на основе
выученных элементов.
1. Музыкально-ритмические задания и игры.
2. Характерные движения современных
танцевальных направлений. 3.Основные
пространственные перемещения
современного танца. 4. Партерные связки. 5.
Этюд на основе выученных элементов.
1. Игровое и танцевальное творчество. 2.
Индивидуализация работы по воплощению
образов в танце. 3. Использование опыта
музыкально-двигательной деятельности в
импровизации, достижение целостности и
выразительности в исполнительстве. 4.
Соединение направлений в единую
эстрадную комбинацию.
1.Образы природы в танце. Сочинение
образного этюда. 2.Рисуем музыку. Найти в
музыке образы насекомых.
3. .Хореографическая зарисовка обитателей
водного мира и птиц. 4.Танцуем сказку
«Теремок»
Постановка танца детской тематики в стиле
эстрадной хореографии.

Танцевально-образная
импровизация

7

7

4

4

Форма
аттестации/контроля
Беседа, анализ
Просмотр
пластического этюда
Просмотр
танцевальных этюдов
Просмотр и анализ
танцевальных этюдов
и композиций
Просмотр и анализ
танцевальных
номеров
Просмотр
импровизационной
хореографической
сказки
10

4.

Репетиционнопостановочная работа

4

4

5.

Итоговое занятие

1

1

Итого:

36

1

Просмотр и анализ
танцевальных
номеров
Отчётный концерт
для родителей

35

Содержание учебного (тематического) плана
второго года обучения
№
п/п
1.

Название раздела,
темы
Вводное занятие

2.
2.1

Учебнотренировочная
работа
Азбука
музыкального
движения

2.2

Танцы 1 степени
сложности

Содержание
теория
Инструктаж по
техники безопасности
и правилам поведения.
Введение в программу.

практика

—

1.Музыкально-пространственные
упражнения в темпе и ритме музыки. 2.
Постановка корпуса. 3. Постановка позиций
рук и ног. 4. Вращения. 5. Работа над
удержанием точки. 6. Танцевальные шаги,
прыжки, поскоки, бег, притопы, хлопки.
7.Пространственные музыкальные
упражнения и передвижения в различных
рисунках в характере музыкального
произведения. 8.Танцевальная азбука и
элементы танцевальных движений. 9.
Развитие гибкости. 9. Упражнения для
развития подвижности голеностопного
сустава и эластичности мышц голени и
стопы. 10. Упражнения для развития
подвижности в тазобедренном суставе:
«Бабочка», «Лягушка» и т.д. 11. Упражнения
на укрепление мышц спины и брюшного
пресса. 12.Постановка образного
пластического этюда.
1. Постановка позиция рук. Постановка
позиции ног 2. Развитие навыков
танцевальных движений. 2.1. Русский
поклон. 2.2. Танцевальные шаги и притопы.
2.3. Хороводные шаги. 2.4. Шаги с притопом
и поворотом. 2.5. «Ковырялочка» с
притопом» 2.6. Полуприседания с поворотом
корпуса. 2.7. Выставление ноги на пятку с
полуприседанием. 2.8..Хлопушки: в ладоши,
по бедру, в простых ритмических рисунках.
2.9. Поклон с приставным шагом. Поклон с
шагом. 2.10. Подскоки. Перескоки с
вытянутой ногой. 2.11. Боковой галоп.
Боковой галоп с поворотом. 2.12.
Танцевальный бег. 3. Развитие навыков
выразительного движения. 4. Развитие
навыков общения в паре. 5. Создание
условий для выражения отношения к музыке,
движению, партнеру по танцу. 6. Воспитание
культуры движения через мышечные

—

11

2.3

Танцы 2 степени
сложности

—

2.4

Танцы 3 степени
сложности
(индивидуальные
танцы)

—

3.

Танцевальнообразная
импровизация

—

4.

Репетиционнопостановочная
работа
Итоговое занятие

—

5.

—

ощущения, а также через потребность
включаться в движение всем опорнодвигательным аппаратом. 7. Этюд на основе
выученных элементов.
Примечание! Предъявление требований к
четкости и точности выполнений движений.
1. Технический приём – Изоляция: движения
изолированными центрами (голова, плечи,
грудная клетка, пелвис, движения
изолированных ареалов, круги и полукруги
кистью, предплечьем, всей рукой целиком,
переводы из положения в положение,
основные позиции и их варианты, ноги). 2.
Упражнения для позвоночника и осанки. 3.
Упражнения на координацию и
согласованную работу рук, ног, корпуса. 4.
Музыкально-ритмические задания и игры. 5.
Упражнения на разных уровнях: «стоя»,
«сидя», «лёжа» и на переходы из уровня в
уровень и смены положения на 8, 4, 2 счёта.
6. Упражнения на перемещение в
пространстве. 7. Основные движения
современных танцевальных направлений. 8.
Партерные связки. 9. Этюд на основе
выученных элементов.
1. Индивидуализация работы по воплощению
образов в танце. 2. Использование опыта
музыкально-двигательной деятельности в
импровизации, достижение целостности и
выразительности в исполнительстве 3.
Игровое и танцевальное творчество. 4.
Комбинация. 4.1.Комбинации на 32 и 64
такта, включающие движения
изолированных центров, шаги, смену
уровней и т.д. 5. Разучивание и отработка
движений танца.
1. Импровизация. 1.1. Танцевальные
комбинации в стиле различных направлений
современного эстрадного танца. 2. Танцуем
сказку «Репка». 3. Сказочные образы.
Групповая работа на сочинение
хореографической сказки. 4. Исполнение
творческого задания по группам.
Постановка танца.
Работа с солистами и отстающими.
Отработка танца.
Открытое занятие или отчётный концерт.
Итоговая аттестация.

Репертуар программы является вариативным компонентом программы и может
быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации
коллективных и индивидуально–ориентированных мероприятий, обеспечивающих
удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
Новизна предлагаемой программы состоит в том, что предлагаемый материал
можно использовать творчески, адаптируя к условиям работы. Программа ориентирована
12

не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого
педагога. В качестве музыкального сопровождения предлагаются целостные произведения
в аудио записи или в «живом» исполнении. Целостный музыкальный образ передаётся
разнообразными пластическими средствами, требующими свободного владения телом,
музыкального слуха, богатого воображения и фантазии. Программа основана на игровом
методе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
1.4. Планируемый результат
Планируемый результат – совокупность знаний, умений навыков, личностных
качеств, компетенций, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее
завершению; определяются, с учетом цели и содержания программы:
Личностные:
1. Проявлять положительные качества личности (инициативу, самостоятельность,
доброжелательность, взаимопомощь и сопереживание) и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях
2. Обладать установкой положительного отношения к миру, другим людям и
самому себе, обладать чувством собственного достоинства; активно взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных проектах;
3. Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
Предметные:
1. Получат знания, умения и навыки в области хореографического искусства и
смогут применять их в практической деятельности.
2. Получат опыт исполнения классических и современных танцевальных движений.
3. Смогут самостоятельно фантазировать и импровизировать в соответствии с
характером образа и музыки, разыгрывать сюжеты.
4. Смогут двигаться активно, пластично, выразительно в характере образа и
движений.
Метапредметные:
1. Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
2. Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения.
3. Проявлять способность договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в
том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты.
Контроль достижения планируемых результатов проводиться с использованием
метода наблюдения. Формы, виды отслеживания результатов по программе: входной,
текущий, промежуточный, итоговый.
Требования к результатам первого года обучения
Обучающиеся узнают:
- единые требования о правилах поведения в хореографическом классе, на сцене;
- требования к внешнему виду на занятиях;
- элементы народного и современного танцев
- элементарные танцевальные понятия;
- музыкальные размеры, темп и характер музыки.
13

Научатся:
- воспринимать и оценивать музыку;
- двигаться в соответствии с музыкой;
- контролировать собственное исполнение, согласовывая его с коллективным;
- ориентироваться в пространстве;
- координировать свои движения;
- самостоятельно импровизировать на заданные темы: выражать собственные
ощущения, используя язык хореографии.
Требования к результатам второго года обучения
Обучающиеся узнают:
- хореографические названия изученных элементов;
- музыкальные размеры и хореографический счёт произведения;
- элементы народного и современного танцев, а так же их понятия;
- выразительные средства хореографии
Научатся:
- грамотно исполнять изученные элементы танцев;
- анализировать музыкальный материал;
- работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара;
- знать и выполнять правила сценической этики;
- координировать свои движения;
- самостоятельно импровизировать на заданные темы: выражать собственные
ощущения, используя язык хореографии.

14

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1. Помещение, музыкальный (хореографический) зал, отвечающее санитарногигиеническим требованиям.
2. Оборудование: фортепиано, электропианино, музыкальная аппаратура (колонка),
музыкальный центр, компьютер, проектор, экран для просмотра видео, диски CD, флешки;
3. Информационное обеспечение: литература для педагога; учебные и наглядные
материалы.
4. Раздаточный материал, костюмы (Приложение 2)
Кадровое обеспечение
Квалификация педагога, осуществляющего реализацию Дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы,
должна
соответствовать
требованиям Профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей
и взрослых, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 05.05.2018г. № 298
Методическое обеспечение образовательной программы
В основу разработки программы дополнительного образования положены
педагогические технологии, ориентированные на формирование общекультурных
компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
- здоровьесберегающие,
- игровые,
- проблемного обучения.
Методы и приемы обучения, можно условно разделить на наглядные, словесные и
практические.
Наглядный метод включает в себя разнообразные приемы:
- образный показ педагога,
- эталонный образец
- показ движения лучшими исполнителями,
- наглядно-слуховой приём,
- использование наглядных пособий.
Словесный метод состоит из многочисленных приёмов:
- рассказ,
- инструкция,
- беседа,
- словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца,
- прием раскладки хореографического па.
Практический метод обогащен комплексом приёмов:
- игровой приём,
- соревновательность,
- комплексный прием обучения,
15

- динамичность (повторяемость движений),
- сравнение и контрастное чередование движений и упражнений,
- развитие пластических линий,
- хореографическая импровизация,
- приём художественного перевоплощения.
Психолого-педагогический метод:
- приём педагогического наблюдения,
- проблемного обучения и воспитания,
- приём индивидуального подхода к каждому ребёнку,
приём
контрастного
чередования
психофизических
нагрузок
и
восстановительного отдыха,
- педагогическая оценка исполнения ребенком танцевальных упражнений.
С точки зрения возрастных психофизиологических особенностей детей,
типологических особенностей каждого ребенка, обучение носит наглядно-действенный
характер с преобладанием наглядных и практических методов (показ; повторность
движений; игровой; релаксации; использование пластических образов-метафор).
Начальный этап познания и освоения экзерсиса на полу и хореографии с
элементами свободной пластики. Он заключается в освоении азов хореографии, игровой
гимнастики, образных музыкально-танцевальных игр с элементами импровизации,
основных
пространственных
рисунков
фигур,
мимического
экзерсиса,
общеукрепляющих упражнений, так необходимых на этом этапе развития ребенка.
Занятие имеет свою структуру и включает в себя три части, направленные на
решение задач и несущие определенную эмоционально-физическую нагрузку:
Первая часть занятия (подготовительная) занимает 1/4 от всего занятия,
подготавливает двигательный аппарат, нервную систему, эмоциональное состояние детей к
основной части занятия (вход учащихся в танцевальный зал, построение, поклоны,
разминка).
Вторая часть занятия (основная) занимает 2/4 от всего занятия и включает
изучение ритмического материала, тренировочных вспомогательных упражнений,
элементов хореографической азбуки, применение их в творческой ситуации, работа с
детьми над развернутыми композициями, работа над этюдами. Ритмические этюды.
Повторение пройденного материала. Ориентация в пространстве. Повторение
элементарных движений танцевальной азбуки. Гимнастические упражнения. Повторение
пройденных упражнений. Разучивание новых элементов. Упражнения для развития стоп,
выворотности и гибкости.
Третья часть занятия (заключительная) занимает 1/4 от всего занятия, в которой
проходит закрепление ритмического материала и гимнастических упражнений, снимается
напряжение, излишняя эмоциональность, поклоны, выход из зала.
дошкольников.
Организационно — психологические условия
1) Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях.
2) Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
16

(недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления
развития детей).
3) Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития.
4) Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей
друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
5) Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них
видах деятельности.
6) Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения.
7) Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Потанцуй со мной, дружок!».
Сроки реализации
I полугодие
II полугодие
Всего
по годам освоения
учебных
Начало учебного года
16 недель
20 недель
программы
недель
1 год

1-ый учебный день
учебного года

2 год
Условные обозначения:
- учебные занятия по расписанию
- текущая аттестация
- промежуточная аттестация
- итоговая аттестация

36
36

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды, формы и методы контроля (оценивания) по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Потанцуй со мной, дружок!»
Способ
Время
Примерные формы и
Цель проведения
фиксации
проведения
методы контроля
результатов
Начальный (входной, стартовый) контроль
В начале
1.Определение танцевального
1.Беседа
Карта
учебного года опыта.
2.Проверка
наблюдений
2. Выявление уровня основных физиологических данных:
физиологических данных:
- проведение разминки и
выворотность, подъём стопы,
растяжки;
гибкость тела, шаг;
- исполнение
танцевальность.
танцевальной комбинации.
Текущий контроль
В течение
Практика: азбука
Практика: исполнение
Карта
всего
музыкального движения;
танцевально-ритмической наблюдений
учебного года партерный экзерсис; элементы комбинации; просмотр
по темам,
народного, классического,
танцевальных этюдов,
разделам,
эстрадного танцев;
номеров, комбинаций;
блокам и т.д
танцевально-образная
импровизационная
17

импровизация; репетиционнохореографическая сказка.
постановочная работа.
Промежуточный контроль
По окончании Итоговое занятие
Практика: просмотр
Карта
1 полугодия
(отслеживание результатов по
танцевальной композиции наблюдений
программе)
(Приложение 3).
Итоговый контроль (итоговая или промежуточная аттестация)
В конце
Итоговое занятие
Практика: просмотр
Карта
учебного года (отслеживание результатов по
танцевальных номеров;
наблюдений
(или в конце
программе)
отчётный концерт для
программы)
родителей (Приложение
3).

18

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безлатная Н.И. Ритмика и хореография в ДОУ – Щелково, 2009г.
2. Бекина С.И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 56 лет): Из опыта работы муз. руководителей дет. садов/Авт.-сост.: С.И.Бекина, Т.П.
Ломова, Е.Н.Соковнина – М.: Просвещение, 1983
3. Бекина С.И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 67 лет): Из опыта работы муз. руководителей дет. садов/Авт.-сост.: С.И.Бекина, Т.П.
Ломова, Е.Н.Соковнина – М.: Просвещение, 1984
4. Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет./ Ирина
Бодраченко. – М.: Айрис-пресс, 2009
5. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для
детей, 2-е изд., испр. и доп., СПб, 2000
6. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у
детей 5 -7 лет творчества в танце – М.: изд. «Гном», 2002
7. Зарецкая Н., Роот З. Танцы в детском саду – М.: изд. Айрис ПРЕСС, 2003
8. Зимина А.И. Музыкальные игры и этюды в детском саду – М.: Просвещение,
1971
9. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Потанцуй со мной, дружок – СПб, 2010
10. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А., Алексеева И.В. Топ-топ, каблучок.
Танцы в детском саду. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных
учреждений. Часть I – СПб, 2010
11. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А., Алексеева И.В. Топ-топ, каблучок.
Танцы в детском саду. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных
учреждений. Часть II – СПб, 2010
12. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников – М.:
Просвещение, 1982
13. Роот З.Я. Танцы с нотами для детского сада. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
14. Суворовой Т.И. Авторская программа. Танцевальная ритмика для детей.
Сборники № 1 с музыкальным сопровождением на CD-Дисках
15. Суворовой Т.И. Авторская программа. Танцевальная ритмика для детей.
Сборники № 2 с музыкальным сопровождением на CD-Дисках
16. Суворовой Т.И. Авторская программа. Танцевальная ритмика для детей.
Сборники № 3 с музыкальным сопровождением на CD-Дисках
17. Суворовой Т.И. Авторская программа. Танцевальная ритмика для детей.
Сборники № 4 с музыкальным сопровождением на CD-Дисках
18. Суворовой Т.И. Авторская программа. Танцевальная ритмика для детей.
Сборники № 5 с музыкальным сопровождением на CD-Дисках
19. Суворовой Т.И. Авторская программа. Танцевальная ритмика для детей.
Сборники № 6 с музыкальным сопровождением на CD-Дисках
20. Усова О.В. Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца, г.
Екатеринбург 2001г.
21. Усова О.В. Театр танца О.Усовой. Методическое пособие. Выпуск № 1 –
Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2002
22. Усова О.В. Театр танца О.Усовой. Методическое пособие. Выпуск № 2 –
Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1999
19

23. Комплекты дисков с аудиозаписями музыкального сопровождения.
Электронные источники:
24. Базарова Н.П., В. Мей «Азбука классического танца». СПб. 2005г.
[Электронный ресурс] URL: https://mir-knig.com/read_228483-1 (Дата обращения:
10.10.2021 г.)
25. Новерр
Ж.Ж.
Письма
о
танце.
[Электронный
ресурс]
URL:
https://школаискусств-рк.екатеринбург.рф/file/7a5d2315c4c164dddf908ee05c1ace50
(Дата
обращения: 10.10.2021 г.)
Для обучающихся и родителей:
26. Бриске И.Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005
27. Васильева Т. К. Секрет танца. – СПб, 2005
28. Дункан А., «Моя жизнь», М., 2000
29. Еремина М. Роман с танцем.- СПб, 2005
30. Ильичева М. Ирина Колпакова.- «Искусство» Ленинградское отделение 1996
31. Константинова Л.Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. – СПб:
Просвещение, 1994
32. Российский журнал искусств №1 «Мариинский – вчера, сегодня, всегда …»
СПб., 2005
33. Ром-Лебедев И. От цыганского хора к театру «Ромен» – М., 2000.

20

Приложение 1
Содержание разделов программы для первого года обучения
Раздел «Упражнения»
Примерный перечень упражнений.
1. «Маленький марш», музыка Т.Ломовой
2. «Пружинка», музыка — «Этюд» Е.Гнесиной; русская народная мелодия «Посеяли
девки лён»
3. «Громче-тише», музыка М.Раухвергера
4. «Упражнение с ленточками», музыка: украинская народная мелодия в обработке
Р.Рустамова
5. «Качание рук с лентами», музыка: польская народная мелодия в обработке
Л.Вишкарева
6. «Бодрый шаг», музыка: Н.Богословский «Марш»; Д.Дешевов «Марш» и др.
7. «Найди свое место в колонне!», «Стройся за ведущим!», музыка Ф.Найдененко
8. «Шаг и бег», музыка Н.Найдененко
9. «Ходьба различного характера», музыка — «Марш» М.Робер
10. «Спокойный шаг», музыка — «Этюд» Т.Ломовой
11. «Отойди и подойди», музыка: чешская народная мелодия.
12. «Побегаем», музыка — «Тема из вариаций, соч. 105» К.Вебера
13. «Бег с лентами», музыка — «Экосез» А.Жилина
14. «Бег», музыка Е.Тиличеевой. «Прогулка», музыка Т.Ломовой
15. «Пружинящий шаг», музыка Т.Ломовой
16. «Бег легкий и сильный», музыка — «Экосез» Ф.Шуберта
17. «После дождя», музыка: венгерская народная мелодия
18. «Учимся скакать с ноги на ногу», музыка: 1) английская народная мелодия; 2)
французская народная мелодия
19. «Упражнение на поскоки», музыка: английская народная песня «Джек и Джил» в
обработке Т.Попатенко
20. «На лыжах», музыка — «Детская песенка» А.Моффат
21. «Приставной шаг в сторону», музыка: немецкая народная танцевальная мелодия
22. «Мальчики и девочки», музыка: английская народная мелодия в обработке
Л.Вишкарёва. Автор Е.Дубянская
23. «Упражнения к русской пляске». Музыка: 1) русская народная прибаутка
«Барашенька»; 2) русская народная песня «Посеяли девки лён...»; 3) русская народная
песня «Сеяли девушки яровой хмель...» в обработке Е.Туманян; 4) русская народная песня
«Посею лебеду...»
24. «Кто лучше скачет», музыка «Игра» Т.Ломовой
25. «Воротца», музыка «Во саду ли, в огороде...» русская народная песня в обработке
Н.А.Римского-Корсакова
26. «Всадники», музыка — «Игра» В.Витлина
27. «Вертушки», музыка: украинская народная мелодия в обработке Я.Стенового
28. «Попляшем и потопаем!», музыка — «Цлясовая» А.Гольденвейзера (отрывок)
29. «Три притопа», музыка — «Маленький танец» Н.Александрова
30. «Пляши веселей!» (выбрасывание ног), музыка: латвийская народная мелодия
31. «Зеркало», музыка: русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелёк...»
32. «Плавные руки», музыка — «Вальс» Р.Глиэра (фрагмент)
33. «Полянка», музыка: русская народная мелодия в обработке Г.Фрида
34. «Кто лучше скачет?», музыка Т.Ломовой
35. «Передача платочка», музыка Т.Ломовой
36. «Канава», музыка: русская народная мелодия в обработке Р.Рустамова
37. «Полоскать платочки», музыка: русская народная мелодии «Ой, утушка луговая» в
21

обработке Т.Ломовой
38. «Гавот», музыка Ф.Госсека
39. «Возле речки, возле моста...», музыка: русская народная мелодия в обработке
А.Новикова
40. «Ветерок и ветер», музыка — «Лендлер» Л.Бетховена
41. «Упражнение с мячами», музыка Т.Ломовой
42. «Кот и мыши», музыка Т.Ломовой
43. Упражнение «Игра с водой», музыка: французская народная мелодия
44. «Весёлые ножки», музыка: русская плясовая мелодия «Полянка»
45. «Злюки-закорюки и бабочки» О.Усова
46. «Давайте всё делать вот так» О.Усова
Раздел «Игроритмика»
Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма:
1. «Определи по ритму»
1. «Учись танцевать»
2. «Кулачки и ладошки»
3. «Волшебный весёлый бубен»
Ритмические танцы:
1. «Полька»
1. «В ритме польки»
2. «Ки-ко-ко»
3. «Така-така»
4. «Летний хоровод»
Ритмические разминки:
1. «Мячик»
1. «Карусель»
2. «Качели»
3. «Дождик»
Развитие танцевально - игрового творчества
1. «Шофёр»
1. «У дедушки Егора»
2. «Крокодил»
3. «Садовники»
4. «Стирка»
Раздел «Танцы»
1. Менуэт «Синеглазка» О.Усова
1. «Семь нот» О.Усова
2. «Полька-тройка» О.Усова
3. «Полька «До свидания!» О.Усова
4. «Ковбои» О.Усова
5. «Осенний сон» О.Усова
6. «Полька-приглашение» О.Усова
7. «Резвые лошадки» О.Усова
8. «Веселая минутка» О.Усова
9. «Полянка» О.Усова
10. «Упала шляпа» О.Усова
11. «Разноцветная игра» О.Усова
12. «Деревянные башмачки« О.Усова
13. «Летка-Джаги» О.Усова
14. «Мухоморы-пареньки» О.Усова
15. Краковяк «Зимние забавы» О.Усова
16. «Сладкий танец» (Полька «Помирились») О.Усова
22

17. «Вальс-вход» (с осенними листочками, с весенними цветами) О.Усова
18. «Звоночки» О.Усова
19. «Дружные пары», «Полька» Л.Штрауса.
20. «Русская пляска»,: рус нар мел. «Во саду ли в огороде» .«Весёлые дети» литовская
нар. мел. обр.В.Агафонникова.
21. «Круговая пляска», русская народная мелодия в об С.Разорёнова.
22. «Хоровод в лесу», музыка М.Иорданского.
23. «Хоровод цветов», музыка Ю.Слонова, ел. 3.Петровой.
24. «Веселый музыкант», музыка А.Филиппенко, ел. Т.Волгиной..
25. «Хороводная пляска», музыка: чешская народная песня« Потеряла поясочек...» в
обработке А. Шебестика, русский текст М.Долинова
26. «Полька-вход» О.Усова
27. «Хоровод «Веснянка», музыка: украинская народная песня «Веснянка» в обработке
Т.Попатенко, слова народные, русский текст Н.Френкель.
Раздел «Игры»
1. «Лётчики на аэродроме», музыка М.Раухвергера
1. «Ворон», музыка: русская народная мелодия в обработке Е.Тиличеевой
2. «Игра с бубном», музыка: украинская народная мелодия
3. «Игра с платочками», музыка: русская народная мелодия в обработке М.Иордан
4. Игра «Лиса и зайцы», музыка — «Полька» В.Косенко
5. Игра «Найди пару», музыка: латвийская народная мелодия в обработке Т.Попатенко
6. «Охотник и зайцы», музыка — «Маленькая пьеса» Л.Ладухина
7. «Игра в домики», «Козочки и волк», музыка В.Витлин
8. «Будь ловким!», музыка — «Маленькая пьеса» (фрагмент) Н.Ладухина
9. «Ищи игрушку!», музыка: русская народная мелодия в обработке В.Агафонникова
10. «Игры с пением»: «А мы просо сеяли...», «Колпачок», «Ой, заинька по сенечкам...» —
русские народные песни. «Аи да берёза...», музыка Т.Попатенко
11. «Всем, Надюша, расскажи», музыка: белорусская народная мелодия в обработке
С.Полонского, перевод Н.Найденовой
12. «Не опоздай!», музыка: русская народная мелодия в обработке М.Раухвергера
13. «Кот и мыши», музыка Т.Ломовой.
14. «Как у наших у ворот...», «Про лягушек и комара», «Гори, гори ясно...», «Как пошли
наши подружки...», «А я по лугу..,» и др. игры-хороводы
15. «Здравствуй, друг» О.Усова
16. «Море волнуется» О.Усова
17. «Козёл» О.Усова
Содержание разделов программы второго года обучения.
Раздел «Упражнения»
Примерный перечень упражнений.
1. «Качание рук» и «Мельница», музыка: английская народная мелодия;
Т.Ломова «Мельница».
1. «Весёлые скачки», музыка В.Можжевелова.
2. «Росинки», музыка Майкапара.
3. «Вальс», музыка Н.Леви.
4. «Ветер и ветерок», музыка Л. Бетховена «Лендлер».
5. «Рисуем на песке», музыка Б. Ребикова, соч. 31 (отрывок).
6. «Бодрый шаг», музыка — марш «Пехота» В.Витлина; «Марш» Т.Ломовой.
7. «Маршируем», музыка — «Марш» Н.Леви.
8. «Регулировщик движений» (ходьба с переменой направления), музыка — «Марш»
Л.Вишкарёва.
23

9. «Шагают петрушки», музыка: французская народная песня «Полишинель».
10. «Будьте решительны и осторожны!» — музыка «Марш» Ж.Люлли (высокий и тихий
шаг).
11. «Ходьба пружинящим шагом», музыка «Прогулка» Т.Ломовой.
12. «Змейка с воротцами» — русская народная мелодия.
13. «Бег лёгкий, сильный», музыка «Экосез'» Ф.Шуберта.
14. «Боковой галоп», музыка «Экосез» А.Жилина.
15. «Упражнение с лентами», музыка Т.Ломовой.).
16. «Упражнение с воздушными шариками», музыка — «Вальс» А. Глазунова.
17. Упражнение «Салют», музыка 3.Левиной, ел. Л.Некрасовой..
18. «На лыжах», музыка — «Детская песенка» А.Моффат.
19. «Галоп», музыка М.Красева.
20. «Поскоки», музыка — «Танец» С.Затеплинского.
21. «Поезд», музыка Е.Тиличеевой.
22. «Ускоряя-замедляя», музыка Т.Ломовой.
23. «Собираем камешки», музыка — «На берегу» Т.Ломовой.
24. «Ходьба на носках», музыка — «Калиф Багдадский» А.Буальдье (отрывок из оперы).
25. «А я по лугу» О.Усова
26. «Хорошая дорога» О.Усова
27. «Перестроение из шеренги в круг», музыка — «Дедушкин Рассказ» Н.Любарского.
28. «Змейка», музыка — «Куранты» В.Щербачёва (отрывок).
29. «Прыжки через воображаемые препятствия», музыка: венгерская народная мелодия.
Автор Е.Дубянская.
30. «Бегать и кружиться!», музыка — «Этюд» М.Геллер.
31. «Цирковые лошадки», музыка — «Лошадки» М. Красева (высокий бег).
32. «Подпрыгивай легко!», музыка: английская народная песня «Полли».
33. «Скакать и кружиться!», музыка — «Этюд», соч. 160, №22 Л. Шитте.
34. «Кружки и цепочки», музыка — «Танец» С.Затеплинского.
35. «Смелые наездники», музыка — «Смелый наездник» Р.Шумана.
36. «Выставление ноги на пятку», «Выставление ноги на носок», музыка: эстонская
танцевальная мелодия.
37. «Учитесь плясать по-русски», музыка С.Вольфензон — вариации на тему русской
песни «Из-под дуба, из-под вяза...».
38. «Кто лучше пляшет?», музыка — «На гармонике» А.Гречанинова (отрывок).
39. «Ходьба в шеренгах — бег цепочкой», музыка: русская народная мелодия «На улице
дождь» в обработке М.Раухвергера.
40. «Змейка с воротцами», музыка: русская народная мелодия «Заплетися, плетень» в
обработке Н.А.Римского-Корсакова.
41. «Приставной шаг в сторону», музыка: немецкая народная танцевальная мелодия.
42. «Галоп», музыка — «Контрданс» Ф.Шуберта.
43. «Разучивание шага польки», музыка: чешская народная мелодия «Печь упала» в
обработке А.Шебестика.
44. «Проверка шага польки», музыка: чешская народная мелодия в обработке П.Френкель.
45. «Хлопки в ладоши», музыка — «Нелегкий танец», соч. 33, №12 Ф.Шуберта.
46. «Игра воображаемым мячом», музыка — «Этюд» С.Майкапара.
47. «Упражнение с лентой», музыка — «Игровая» И.Кишко.
48. «Поднимай и скрещивай флажки!», музыка — «Этюд» К.Гурлит.
49. «Упражнение с мячами», «Скакалки», музыка А. Петрова]
50. «Упражнение с цветами», музыка Т.Ломовой.
51. «Метро», музыка Т.Ломовой.
52. «Поездка за город», музыка В.Герчик.
53. «Полька», музыка: хорватская народная мелодия.
24

Раздел «Игроритмика»
Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма:
1. «Прогулка в парк»
1. «Выполни задание»
2. «Определи по ритму»
3. «Молоток»
Ритмические танцы:
1. «Ну и до свиданья»
1. «Дружат дети всей земли»
2. «Льдинка»
3. «Танец с хлопками»
4. «Круговая кадриль»
5. «Рок-н-ролл»
Ритмические разминки:
1. «Школа»
1. «Паровозик»
2. «День рождения»
3. «Стирка»
Развитие танцевально-игрового творчества
1. «Музыканты»
1. «На улице»
2. «Загадки»
3. «Работники»
Раздел «Танцы»
1. «Полька- хлопушка» О.Усова
1. «Страшак» О.Усова
2. «Топ-топ» О.Усова
3. «Девочки и мальчики» О.Усова
4. «Вару-вару» О.Усова
5. «Немецкая полька» О.Усова
6. «Казачок» О.Усов
7. «Вальс-фантазия» О.Усова
8. «Вальс конькобежцев» О.Усова
9. «Маленькая страна» О.Усова
10. «Валенки» О.Усова
11. «Ностальжи» О.Усова
12. «Веселый дождик» О.Усова
13. «Чик и Чики – брик» О.Усова
14. «Новогодний экспресс» О.Усова
15. «Буратино» О.Усова
16. «Чардаш» О.Усова
17. «Коротышки» О.Усова
18. «Школьная полька» О.Усова
19. «Вальс с осенью» О.Усова
20. «Подсолнух» О.Усова
21. «Сударушка» О.Усова
22. «Охи-доги» О.Усова
23. Вальс «Прощание» О.Усова
24. «Полонез» О.Усова
25. «Падэспань» О.Усова
26. «Кукарелла» О.Усова
27. .«Парная пляска», карельская народная мелодия.
25

28. «Каблучки», русская народная мелодия в обработке Е.Адлера.
29. «Круговой галоп», венгерская народная мелодия.
30. «Танец с колосьями», музыка И.Дунаевского.
31. «Пружинка», музыка — «Полька» Ю.Чичкова.
32. «Яблочко», музыка Р.Глиэра из балета «Красный мак».
33. «Веселые матрёшки», музыка Ю.Слонова, ел. Л.Некрасовой..
34. «Кадриль» О.Усова
35. «Хлопай-топай» О.Усова
Раздел «Игры»
1.«Плетень», русские народные мелодии.
2.«Как у наших у ворот...», «Камаринская» в обработке А.Быканова.
3.«Звероловы и звери», музыка Е.Тиличеевой.
4.«Колобок», русская народная мелодия.
5.«Бери флажок!», венгерская народная мелодия.
6.«Узнай по голосу!», музыка — «Пьеса» В.Ребикова.
7.«Теремок», русская народная песня.
8.«Домики», украинская народная мелодия.
9.«Игра с погремушками», музыка - «Экосез» Ф.Шуберта.
10.Игра «Зайки на лужайке», музыка: английская народная песня «Полли».
11.Игра «Ловкий наездник», музыка М.Красева.
12.«Уголки», музыка Т.Попатенко, слова народные.
13.Игра «Золотые ворота», музыка: чешская народная песня в обработке А.Александрова,
русский текст В.Викторова.
14.Игра «Мостик», музыка: чешская народная песня в обработке А.Александрова.
15.«Машинист», польская народная песня «Игра» в обработке В.Сибирского.
16.«Игра в мяч», музыка М. Красева, С. Вышеславцевой.
17.«Тень-тень», музыка В. Калинникова, слова народные.
18.«Прыгай, прыгай и замри» О.Усова
19.«Буги- вуги» » О.Усова

26

Приложение 2
Раздаточный материал:
Платочки — 20 шт.
Платки — 8 шт.
Султанчики — 20 шт.
Снежки — 24 шт.
Колосья — 20 шт.
Цветы — 20 шт.
Корзинки – 2 шт.
Ведёрки — 20 шт.
Осенние листья – 40 шт.
Ленты — 40 шт.
Колечки — 15 шт.
Морковки – 20 шт.
Полотна ткани (разноцветные) – 20 шт.
Балалайки – 12 шт.
Косички – 24 шт.
Набор наголовников – 20 шт.
Обручи – 25 шт.
Цветя для обручей – 50 шт.
Костюмы для детей
Ёж — 1 шт.
Белка — 1 шт.
Лиса — 1 шт.
Юбки — 3 шт.
Кофточки — 3 шт.
Восточные для девочек — 4 шт.
Восточные пояса – 8 шт.
Петух — 1 шт.
Буратино — 1 шт.
Грибы — 8 шт.
Космонавт — 4 шт.
Снеговик — 1 шт.
Поварята — 2 шт.
Гном— 1 шт.
Сарафан народный — 4 шт.
Рубашки народные для девочек — 4 шт.
Юбки желтые — 4 шт.
Лягушка — 1 шт.
Бальные платья — 3 шт.
Заяц — 2 шт.
Ушки заячьи – 20 шт.
Поросята — 3 шт.
Испанские длинные юбки для девочек — 3шт.
27

Солдаты — 20 шт.
Костюмы для взрослых
1. Дед Мороз
2. Снегурочка
3. Снеговик
4.Петрушка
5. Осень
6. Весна
7. Лиса
8. Старик Хоттабыч
9. Медведь
10.Маша
11.Волк
12 Коза
13.Капитошка
14.Лунтик
15.Гусеницы — 2шт.
16 Курочка
17.Кот

28

Приложение 3
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
по программе «Потанцуй со мной, дружок!»
Первый и второй год обучения
Критерии:
высокий – 3 балла,
средний – 2 балла,
низкий – 1 балл.
1. Движение
Передача в движении характера знакомого музыкального произведения (2-х и
3-хчастная форма):
высокий – ребенок самостоятельно, четко производит смену движений, движения
соответствуют характеру музыки;
средний – производит смену движений с запаздывание (по показу других детей),
движения соответствуют характеру музыки;
низкий – смену движения производит с запаздыванием, движения не
соответствуют характеру музыки.
Передача в движении характера незнакомого музыкального произведения
(фрагмента) после предварительного прослушивания:
высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное
выполнение движений;
средний – движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная
эмоциональность при выполнении движений ;
низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.
Соответствие ритма движений ритму музыки:
высокий – четкое выполнение движений;
средний – выполнение движений с ошибками;
низкий – движение выполняется не ритмично.
Координация движений и внимания ("ритмическое эхо» со звучащими
жестами в умеренном и быстром темпе)
высокий – ребенок выполняет все движения без ошибок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием
2. Воспроизведение ритма
Воспроизведение ритма знакомой песни под свое пение:
высокий – ребенок точно воспроизводит ритмический рисунок знакомой песни;
средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
Воспроизведение ритма мелодии (умеренный темп)
высокий – ребенок точно воспроизводит ритмический рисунок мелодии;
средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
Воспроизведение ритма песни шагами:
высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;
средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;
низкий – допускает много ошибок и не справляется с заданием
Воспроизведение ритмических рисунков в хлопках и притопами:
высокий – ребенок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний – допускает 2 -3 ошибки;
низкий – неверно воспроизводит ритмический рисунок
29

3. Творчество
Сочинение ритмических рисунков:
высокий – ребенок сам сочиняет оригинальные ритмические рисунки;
средний – использует стандартные ритмические рисунки;
низкий – не справляется с заданием.
Танцевальное:
высокий – ребенок чувствует характер музыки, ритм, передает это в движении;
самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения
выразительны;
средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими,
движения соответствуют характеру музыки;
низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке.
Количество баллов от 11 до 30 - дети усвоили программу
Количество баллов меньше 11 - дети не усвоили программу
Задание на проверку исполнительского мастерства.
Просмотр танцевальной композиции, номера.

30

Приложение 3

1.4. Планируемые результаты усвоения программы
Показатели уровня развития детей:
- выразительность исполнения движений под музыку;
- умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной
выразительности;
- освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов
движений
точность и правильность исполнения движений в танцевальных композициях.
Целевые ориентиры
Старшая группа
- основные виды движений: виды шага в танце: хороводный, приставной; шаг
польки, поскоки, виды галопа;
-танцевальные движения: «пружинка», «самоварчик»;
- две позиции рук, четыре позиции ног;
- произведения разного жанра: танец, полька, народная пляска;
- части музыкального произведения;
К концу года дети должны уметь:
- выразительно исполнять движения под музыку;
-уметь самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной
выразительности;
- освоить большой объём разнообразных композиций и отдельных видов движений;
- импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений;
- сочинять несложные плясовые движения и комбинировать их.
Подготовительная группа
- основные виды движений (виды шага в танце: боковой шаг, боковой приставной
шаг, высокий шаг);
-танцевальные движения («большая гармошка», «ножницы», «метелочка», «прямой
галоп»)
- четыре позиции рук, шесть позиций ног;
- произведения разного жанра (современных танцев);
- элементарные музыкальные термины (мелодия, регистр);
- элементы плясовых и имитационных движений;
К концу года дети должны уметь:
- выразительно, легко и точно выполнять движения под музыку;
- уметь самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной
выразительности, правильно называть их;
- освоить большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений,
разных по стилю и характеру,
- уметь сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
- уметь передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими
детьми;
- уметь описывать музыкальный образ и содержание музыкального произведения.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».