Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому развитию воспитанников № 60 «Дюймовочка» 624019, Свердловская область, Сысертский район, п. Бобровский, улица Дёмина, дом 47-А. тел. 89090004207 e-mail: mdou60-bobr@mail.ru сайт: 60set.tvoysadik.ru ПРИНЯТО: Педагогическим советом протокол № 2 от «24» ноября 2022 УТВЕРЖДЕНО: Н.В. Тебехова заведующим МАДОУ № 60 приказ № 90-ОД от «30» ноября 2022 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ПОТАНЦУЙ СО МНОЙ, ДРУЖОК!» МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ВОСПИТАННИКОВ № 60 «ДЮЙМОВОЧКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 5 ДО 8 ЛЕТ Срок реализации 2 года Авторы-разработчики: Бауэр Екатерина Яковлевна, старший воспитатель Корнилова Ольга Николаевна, музыкальный руководитель МАДОУ № 60 «Дюймовочка» п. Бобровский 2022 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы 7 1.3. Содержание общеразвивающей программы. 8 1.4. Планируемые результаты 13 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 15 2.1. Условия реализации программы 15 2.2. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы 17 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19 Приложение 2 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области хореографического искусства «Потанцуй со мной, дружок!» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников № 60 «Дюймовочка» (далее – Общеразвивающая программа, Программа) по содержанию имеет художественную направленность, по функциональному предназначению является досуговой, учебно-познавательной, социально-гуманитарной и общекультурной; по форме организации – групповой, кружковой, общедоступной, для самодеятельных коллективов и реализуется на базовом уровне Уровень усвоения – стартовый. Современный этап развития общества характеризуется становлением принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является доступность дополнительного образования для детей 1 , в том числе и дошкольного возраста. Чему способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. В тоже время актуальной остается цель педагогической деятельности - создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка, формирование основ культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Развитие личности ребенка происходит через поддержку позитивной социализации и индивидуализацию образования. Таким образом, актуальность программы объясняется интересом детей и их родителей к такому виду разнообразной и увлекательной деятельности, которая является наиболее доступной и эффективной в условиях детской дошкольной организации. В настоящее время одним из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных ритмопластических направлений является ритмика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. Музыкально-ритмические движения, являются синтетическим видом деятельности, следовательно, эта Программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психологические процессы, которые лежат в их основе. Программа разработана в соответствии с: 1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; Приоритетный проектом «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11) 3 - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196» - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» - Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптивных дополнительных общеразвивающих программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); - Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» а также нормативные и распорядительные акты органов исполнительной власти в сфере образования, и осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и т.д., а также локальными нормативными актами, распорядительными актами дошкольной образовательной организации. Общеразвивающая программа МАДОУ № 60 «Дюймовочка» определяет содержание и организацию дополнительного образования для детей дошкольного возраста от 5 до 8 лет. Возраст 5 - 6 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. 4 Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений. Уже наблюдаются отличия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков – более порывистые, у девочек – мягкие, плавные, уравновешенные), общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Посредством целенаправленной и систематической двигательной активности укрепляются мышцы и связки. В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). Поэтому приоритетными задачами становятся: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца. У ребенка 7-го года жизни совершенствуются основные нервные процессы возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и торможения - сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. При подвижных движениях необходимо ставить точные задачи, контролировать ход занятия. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта, развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. В этом возрасте они овладевают прыжками на одной и двух ногах, могут выполнять разнообразные упражнения на равновесие на месте и в движении. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями. Основу для ритмических композиций составляют простые, разнообразные движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и др.), позволяющие 5 выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений. Особенности реализации Общеразвивающей программы при работе с детьми, нуждающимися в особом обучении (дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), не имеющие медицинских противопоказаний к обучению, и одаренные дети). Программа предназначена для работы, как с одарёнными детьми, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В зависимости от познавательных и физических возможностей детей и их нужд в обучении определяются особенности реализации Программы. Содержание Программы позволяет педагогу организовать работу по возможностям ребенка и увеличить в случае необходимости время для изучения материала. Для одаренных детей рекомендуется использовать ведущие роли во всех разделах Программы и увеличение количества предлагаемого материала. Используемые для реализации Программы формы и методы позволяют полностью адаптировать в учебном процессе детей с ОВЗ, не имеющих медицинских противопоказаний к обучению, а также индивидуальному развитию одарённых детей. Адресаты программы – обучающиеся 5 – 8 лет, проявляющих интерес к искусству хореографии. Общеразвивающая программа рассчитана на две возрастных ступени: старшая группа – 1 год обучения (от 5 до 6 лет) подготовительная к школе группа – 2 год обучения (от 6 до 8 лет) Число детей, одновременно находящихся в группе не может быть меньше 7 человек и не может превышать 30 человек. Объем программы: 72 часа 1 год обучения – 36 часов 2 год обучения – 36 часов Курс программы рассчитан на 2 года и составляет 72 учебные недели (36 учебных недель в год). Занятия проводятся один раз в неделю. Объём Общеразвивающей программы составляет 72 учебных часа, продолжительность годовой части Программы составляет – 36 учебных часов. Режим занятий. Распределение учебной нагрузки (объем и продолжительность образовательной деятельности) в неделю в возрастных группах: от 5 лет до 6 лет – один раз в неделю, продолжительностью не более 25 мин. от 6 лет до 8 лет – один раз в неделю, продолжительностью не более 30 мин. Занятия могут проводиться в первую и вторую половину дня, начало образовательной деятельности во всех возрастных группах не ранее 08.00 часов, завершение не позднее 19.00 часов. Перерывы между занятиями должен составлять – не менее 10 минут. Образовательный период осуществляется с 01 сентября по 31 мая. Обучение предусматривает следующие формы обучения: - формы организации обучения – очная. - формы (виды) учебной деятельности обучаемых – практические учебные занятия. - формы организации текущей работы обучаемых групп – групповые. В конце каждого года обучения предусмотрены формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы в виде открытого занятия или концерт. 6 1.2. Цель и задачи Общеразвивающей программы Основная цель Общеразвивающей программы: содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами хореографии (культура движения, музыкальность, координация), раскрывать индивидуальные особенности воспитанников и развивать их творческие способности. Цель Общеразвивающей программы раскрывается через реализацию следующих задач: Обучающие задачи: - познакомить детей с историей возникновения и развития хореографического искусства; - создавать условия для формирования навыков основ хореографии с элементами свободной пластики с опорой на содержательный и выразительный музыкальный материал; - формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев; - формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку. Развивающие задачи: - способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата и формированию правильной осанки; - содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; - способствовать развитию элементарных пространственных представлений, ориентации детей в ограниченном сценическом пространстве, в композиционных построениях танцевальных рисунков – фигур; - развивать репродуктивное и продуктивное воображение, фантазию творчество, наглядно-образное, ассоциативное мышление, самостоятельное художественное осмысление хореографического материала; - развить основы музыкальной культуры, танцевальности, артистизма, эмоциональной сферы, координации хореографических движений, исполнительских умений и навыков; - создавать условия для развития умения выразительно двигаться под современные ритмы, добиваясь естественности и непринужденности исполнения; - развить природные физические данные. Воспитательные задачи: - способствовать формированию и совершенствованию межличностное общение («исполнитель - педагог», «участник – ансамбль (коллектив)») и привить навыки работы в коллективе; - создавать условия для формирования понимания эстетики движений, воспитывать музыкальный вкус; - воспитать интерес к хореографическому искусству; - воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях. В зависимости от поставленных задач педагога объединения на занятиях используются различные методы работы, чаще всего, сочетая их. 7 Игровой метод. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы пронизывать занаятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире. Метод аналогий. В программе широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания. Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка. Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения. Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Программа предусматривает обучение дошкольников (обучающихся) танцам с учетом степени сложности материала для каждого года обучения, что позволяет подобрать их соответственно уровню подготовки детей: 1 степень – танцы меньшей сложности. 2 степень – более сложные танцы. 3 степень сложности (индивидуальные танцы) – танцы, поставленные на хорошо проученных детьми движениях, предполагающие свободное владение лексикой языка танца, а также умение передавать образы посредством мимики, пантомимики и жестов. Учебный (тематический) план первый год обучения Количество часов Форма № Название раздела, темы п/п всего теория практика аттестации/контроля 1. Вводное занятие 1 1 Беседа, анализ Учебно-тренировочная 2. 28 28 работа Азбука музыкального Просмотр этюда 2.1. 7 7 движения Танцы 1 степени Просмотр 2.2. 7 7 сложности танцевальных этюдов Танцы 2 степени Просмотр и анализ 2.3. сложности 7 7 танцевальных этюдов и композиций Танцы 3 степени Просмотр и анализ 2.4. сложности 7 7 танцевальных (индивидуальные танцы) номеров Просмотр Танцевально-образная импровизационной 3. 4 4 импровизация хореографической сказки РепетиционноПросмотр и анализ 4. 4 4 постановочная работа танцевальных 8 5. Итоговое занятие 1 Итого: 36 номеров Отчётный концерт для родителей 1 1 35 Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения № п/п 1. Название раздела, темы Вводное занятие 2. 2.1 Учебнотренировочная работа Азбука музыкального движения 2.2 Танцы 1 степени сложности Содержание теория Правила техники безопасности. Введение в программу. практика — 1.Музыкально-пространственные упражнения в темпе и ритме музыки. 1.1. Маршировка на месте, вокруг себя, вправо, влево, по кругу и др. рисунках. 1.2. Темпы музыкальных произведений (быстрый, медленный, умеренный). 1.3. Ритм музыкального произведения. 1.4. Ритмическая разминка на месте. 2.Пространственные музыкальные упражнения и передвижения в различных рисунках в характере музыкального произведения. 2.1. Характер музыкального произведения: весёлая, грустная, тревожная. 2.2. Передвижения в характере музыки. 2.3. Пространственные упражнения. 2.4. Разминка в музыке различных характеров. 3.Танцевальные шаги и бег. 3.1. Танцевальные шаги с носка, подъёмом ноги, согнутой в колене, на полупальцах, с продвижением, на месте и со сменой положения рук. 3.2. Танцевальный бег: лёгкий бег, с отбрасыванием ног назад, в стороны, вперёд и т.д. 3.3. Подскоки, галоп. 4.Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений. 4.1. Точки класса. 4.2. Постановка корпуса. 4.3. Изучение позиций рук и ног. 4.4. Хлопки. 4.5. Притопы. 4.6. Прыжки и прыжки с поджатыми. 5.Постановочная работа над этюдом. 1. Постановка позиция рук. Постановка позиции ног - подготовительная, II, III, VI. 2. Развитие навыков танцевальных движений. 2.1. Русский поклон. 2.2. Танцевальные шаги и притопы. 2.3. Хороводные шаги. 2.4. Шаги с притопом и поворотом. 2.5. Полуприседания с поворотом корпуса. 2.6. Выставление ноги на пятку с полуприседанием. 2.7..Хлопушки: в ладоши, по бедру, в простых ритмических рисунках. 3. Развитие навыков выразительного движения. 4. Формирование и развитие навыков общения в паре. 5. Создание условий для выражения отношения к музыке, — 9 2.3 Танцы 2 степени сложности — 2.4 Танцы 3 степени сложности (индивидуальные танцы) — 3. Танцевальнообразная импровизация — 4. Репетиционнопостановочная работа Итоговое занятие — 5. № п/п 1. 2. 2.1. 2.2. 2.3. — Проверка знаний, умений и навыков. Итоговая аттестация. Открытый итоговый урок. Учебный (тематический) план второй год обучения Количество часов Название раздела, темы всего теория практика Вводное занятие 1 1 Учебно-тренировочная 28 28 работа Азбука музыкального 7 7 движения Танцы 1 степени 7 7 сложности Танцы 2 степени сложности 7 7 Танцы 3 степени 2.4. сложности (индивидуальные танцы) 3. движению, партнеру по танцу. 6. Воспитание культуры движения через мышечные ощущения, а также через потребность включаться в движение всем опорнодвигательным аппаратом. 7. Этюд на основе выученных элементов. 1. Музыкально-ритмические задания и игры. 2. Характерные движения современных танцевальных направлений. 3.Основные пространственные перемещения современного танца. 4. Партерные связки. 5. Этюд на основе выученных элементов. 1. Игровое и танцевальное творчество. 2. Индивидуализация работы по воплощению образов в танце. 3. Использование опыта музыкально-двигательной деятельности в импровизации, достижение целостности и выразительности в исполнительстве. 4. Соединение направлений в единую эстрадную комбинацию. 1.Образы природы в танце. Сочинение образного этюда. 2.Рисуем музыку. Найти в музыке образы насекомых. 3. .Хореографическая зарисовка обитателей водного мира и птиц. 4.Танцуем сказку «Теремок» Постановка танца детской тематики в стиле эстрадной хореографии. Танцевально-образная импровизация 7 7 4 4 Форма аттестации/контроля Беседа, анализ Просмотр пластического этюда Просмотр танцевальных этюдов Просмотр и анализ танцевальных этюдов и композиций Просмотр и анализ танцевальных номеров Просмотр импровизационной хореографической сказки 10 4. Репетиционнопостановочная работа 4 4 5. Итоговое занятие 1 1 Итого: 36 1 Просмотр и анализ танцевальных номеров Отчётный концерт для родителей 35 Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения № п/п 1. Название раздела, темы Вводное занятие 2. 2.1 Учебнотренировочная работа Азбука музыкального движения 2.2 Танцы 1 степени сложности Содержание теория Инструктаж по техники безопасности и правилам поведения. Введение в программу. практика — 1.Музыкально-пространственные упражнения в темпе и ритме музыки. 2. Постановка корпуса. 3. Постановка позиций рук и ног. 4. Вращения. 5. Работа над удержанием точки. 6. Танцевальные шаги, прыжки, поскоки, бег, притопы, хлопки. 7.Пространственные музыкальные упражнения и передвижения в различных рисунках в характере музыкального произведения. 8.Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений. 9. Развитие гибкости. 9. Упражнения для развития подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы. 10. Упражнения для развития подвижности в тазобедренном суставе: «Бабочка», «Лягушка» и т.д. 11. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса. 12.Постановка образного пластического этюда. 1. Постановка позиция рук. Постановка позиции ног 2. Развитие навыков танцевальных движений. 2.1. Русский поклон. 2.2. Танцевальные шаги и притопы. 2.3. Хороводные шаги. 2.4. Шаги с притопом и поворотом. 2.5. «Ковырялочка» с притопом» 2.6. Полуприседания с поворотом корпуса. 2.7. Выставление ноги на пятку с полуприседанием. 2.8..Хлопушки: в ладоши, по бедру, в простых ритмических рисунках. 2.9. Поклон с приставным шагом. Поклон с шагом. 2.10. Подскоки. Перескоки с вытянутой ногой. 2.11. Боковой галоп. Боковой галоп с поворотом. 2.12. Танцевальный бег. 3. Развитие навыков выразительного движения. 4. Развитие навыков общения в паре. 5. Создание условий для выражения отношения к музыке, движению, партнеру по танцу. 6. Воспитание культуры движения через мышечные — 11 2.3 Танцы 2 степени сложности — 2.4 Танцы 3 степени сложности (индивидуальные танцы) — 3. Танцевальнообразная импровизация — 4. Репетиционнопостановочная работа Итоговое занятие — 5. — ощущения, а также через потребность включаться в движение всем опорнодвигательным аппаратом. 7. Этюд на основе выученных элементов. Примечание! Предъявление требований к четкости и точности выполнений движений. 1. Технический приём – Изоляция: движения изолированными центрами (голова, плечи, грудная клетка, пелвис, движения изолированных ареалов, круги и полукруги кистью, предплечьем, всей рукой целиком, переводы из положения в положение, основные позиции и их варианты, ноги). 2. Упражнения для позвоночника и осанки. 3. Упражнения на координацию и согласованную работу рук, ног, корпуса. 4. Музыкально-ритмические задания и игры. 5. Упражнения на разных уровнях: «стоя», «сидя», «лёжа» и на переходы из уровня в уровень и смены положения на 8, 4, 2 счёта. 6. Упражнения на перемещение в пространстве. 7. Основные движения современных танцевальных направлений. 8. Партерные связки. 9. Этюд на основе выученных элементов. 1. Индивидуализация работы по воплощению образов в танце. 2. Использование опыта музыкально-двигательной деятельности в импровизации, достижение целостности и выразительности в исполнительстве 3. Игровое и танцевальное творчество. 4. Комбинация. 4.1.Комбинации на 32 и 64 такта, включающие движения изолированных центров, шаги, смену уровней и т.д. 5. Разучивание и отработка движений танца. 1. Импровизация. 1.1. Танцевальные комбинации в стиле различных направлений современного эстрадного танца. 2. Танцуем сказку «Репка». 3. Сказочные образы. Групповая работа на сочинение хореографической сказки. 4. Исполнение творческого задания по группам. Постановка танца. Работа с солистами и отстающими. Отработка танца. Открытое занятие или отчётный концерт. Итоговая аттестация. Репертуар программы является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально–ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей. Новизна предлагаемой программы состоит в том, что предлагаемый материал можно использовать творчески, адаптируя к условиям работы. Программа ориентирована 12 не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога. В качестве музыкального сопровождения предлагаются целостные произведения в аудио записи или в «живом» исполнении. Целостный музыкальный образ передаётся разнообразными пластическими средствами, требующими свободного владения телом, музыкального слуха, богатого воображения и фантазии. Программа основана на игровом методе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. 1.4. Планируемый результат Планируемый результат – совокупность знаний, умений навыков, личностных качеств, компетенций, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершению; определяются, с учетом цели и содержания программы: Личностные: 1. Проявлять положительные качества личности (инициативу, самостоятельность, доброжелательность, взаимопомощь и сопереживание) и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях 2. Обладать установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладать чувством собственного достоинства; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных проектах; 3. Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; Предметные: 1. Получат знания, умения и навыки в области хореографического искусства и смогут применять их в практической деятельности. 2. Получат опыт исполнения классических и современных танцевальных движений. 3. Смогут самостоятельно фантазировать и импровизировать в соответствии с характером образа и музыки, разыгрывать сюжеты. 4. Смогут двигаться активно, пластично, выразительно в характере образа и движений. Метапредметные: 1. Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; 2. Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения. 3. Проявлять способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты. Контроль достижения планируемых результатов проводиться с использованием метода наблюдения. Формы, виды отслеживания результатов по программе: входной, текущий, промежуточный, итоговый. Требования к результатам первого года обучения Обучающиеся узнают: - единые требования о правилах поведения в хореографическом классе, на сцене; - требования к внешнему виду на занятиях; - элементы народного и современного танцев - элементарные танцевальные понятия; - музыкальные размеры, темп и характер музыки. 13 Научатся: - воспринимать и оценивать музыку; - двигаться в соответствии с музыкой; - контролировать собственное исполнение, согласовывая его с коллективным; - ориентироваться в пространстве; - координировать свои движения; - самостоятельно импровизировать на заданные темы: выражать собственные ощущения, используя язык хореографии. Требования к результатам второго года обучения Обучающиеся узнают: - хореографические названия изученных элементов; - музыкальные размеры и хореографический счёт произведения; - элементы народного и современного танцев, а так же их понятия; - выразительные средства хореографии Научатся: - грамотно исполнять изученные элементы танцев; - анализировать музыкальный материал; - работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара; - знать и выполнять правила сценической этики; - координировать свои движения; - самостоятельно импровизировать на заданные темы: выражать собственные ощущения, используя язык хореографии. 14 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: 1. Помещение, музыкальный (хореографический) зал, отвечающее санитарногигиеническим требованиям. 2. Оборудование: фортепиано, электропианино, музыкальная аппаратура (колонка), музыкальный центр, компьютер, проектор, экран для просмотра видео, диски CD, флешки; 3. Информационное обеспечение: литература для педагога; учебные и наглядные материалы. 4. Раздаточный материал, костюмы (Приложение 2) Кадровое обеспечение Квалификация педагога, осуществляющего реализацию Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, должна соответствовать требованиям Профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018г. № 298 Методическое обеспечение образовательной программы В основу разработки программы дополнительного образования положены педагогические технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся: - технология развивающего обучения; - технология индивидуализации обучения; - личностно-ориентированная технология; - компетентностного и деятельностного подхода. - здоровьесберегающие, - игровые, - проблемного обучения. Методы и приемы обучения, можно условно разделить на наглядные, словесные и практические. Наглядный метод включает в себя разнообразные приемы: - образный показ педагога, - эталонный образец - показ движения лучшими исполнителями, - наглядно-слуховой приём, - использование наглядных пособий. Словесный метод состоит из многочисленных приёмов: - рассказ, - инструкция, - беседа, - словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца, - прием раскладки хореографического па. Практический метод обогащен комплексом приёмов: - игровой приём, - соревновательность, - комплексный прием обучения, 15 - динамичность (повторяемость движений), - сравнение и контрастное чередование движений и упражнений, - развитие пластических линий, - хореографическая импровизация, - приём художественного перевоплощения. Психолого-педагогический метод: - приём педагогического наблюдения, - проблемного обучения и воспитания, - приём индивидуального подхода к каждому ребёнку, приём контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного отдыха, - педагогическая оценка исполнения ребенком танцевальных упражнений. С точки зрения возрастных психофизиологических особенностей детей, типологических особенностей каждого ребенка, обучение носит наглядно-действенный характер с преобладанием наглядных и практических методов (показ; повторность движений; игровой; релаксации; использование пластических образов-метафор). Начальный этап познания и освоения экзерсиса на полу и хореографии с элементами свободной пластики. Он заключается в освоении азов хореографии, игровой гимнастики, образных музыкально-танцевальных игр с элементами импровизации, основных пространственных рисунков фигур, мимического экзерсиса, общеукрепляющих упражнений, так необходимых на этом этапе развития ребенка. Занятие имеет свою структуру и включает в себя три части, направленные на решение задач и несущие определенную эмоционально-физическую нагрузку: Первая часть занятия (подготовительная) занимает 1/4 от всего занятия, подготавливает двигательный аппарат, нервную систему, эмоциональное состояние детей к основной части занятия (вход учащихся в танцевальный зал, построение, поклоны, разминка). Вторая часть занятия (основная) занимает 2/4 от всего занятия и включает изучение ритмического материала, тренировочных вспомогательных упражнений, элементов хореографической азбуки, применение их в творческой ситуации, работа с детьми над развернутыми композициями, работа над этюдами. Ритмические этюды. Повторение пройденного материала. Ориентация в пространстве. Повторение элементарных движений танцевальной азбуки. Гимнастические упражнения. Повторение пройденных упражнений. Разучивание новых элементов. Упражнения для развития стоп, выворотности и гибкости. Третья часть занятия (заключительная) занимает 1/4 от всего занятия, в которой проходит закрепление ритмического материала и гимнастических упражнений, снимается напряжение, излишняя эмоциональность, поклоны, выход из зала. дошкольников. Организационно — психологические условия 1) Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. 2) Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям 16 (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей). 3) Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. 4) Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности. 5) Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности. 6) Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. 7) Защита детей от всех форм физического и психического насилия. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Потанцуй со мной, дружок!». Сроки реализации I полугодие II полугодие Всего по годам освоения учебных Начало учебного года 16 недель 20 недель программы недель 1 год 1-ый учебный день учебного года 2 год Условные обозначения: - учебные занятия по расписанию - текущая аттестация - промежуточная аттестация - итоговая аттестация 36 36 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Виды, формы и методы контроля (оценивания) по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Потанцуй со мной, дружок!» Способ Время Примерные формы и Цель проведения фиксации проведения методы контроля результатов Начальный (входной, стартовый) контроль В начале 1.Определение танцевального 1.Беседа Карта учебного года опыта. 2.Проверка наблюдений 2. Выявление уровня основных физиологических данных: физиологических данных: - проведение разминки и выворотность, подъём стопы, растяжки; гибкость тела, шаг; - исполнение танцевальность. танцевальной комбинации. Текущий контроль В течение Практика: азбука Практика: исполнение Карта всего музыкального движения; танцевально-ритмической наблюдений учебного года партерный экзерсис; элементы комбинации; просмотр по темам, народного, классического, танцевальных этюдов, разделам, эстрадного танцев; номеров, комбинаций; блокам и т.д танцевально-образная импровизационная 17 импровизация; репетиционнохореографическая сказка. постановочная работа. Промежуточный контроль По окончании Итоговое занятие Практика: просмотр Карта 1 полугодия (отслеживание результатов по танцевальной композиции наблюдений программе) (Приложение 3). Итоговый контроль (итоговая или промежуточная аттестация) В конце Итоговое занятие Практика: просмотр Карта учебного года (отслеживание результатов по танцевальных номеров; наблюдений (или в конце программе) отчётный концерт для программы) родителей (Приложение 3). 18 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Безлатная Н.И. Ритмика и хореография в ДОУ – Щелково, 2009г. 2. Бекина С.И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 56 лет): Из опыта работы муз. руководителей дет. садов/Авт.-сост.: С.И.Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н.Соковнина – М.: Просвещение, 1983 3. Бекина С.И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 67 лет): Из опыта работы муз. руководителей дет. садов/Авт.-сост.: С.И.Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н.Соковнина – М.: Просвещение, 1984 4. Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет./ Ирина Бодраченко. – М.: Айрис-пресс, 2009 5. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей, 2-е изд., испр. и доп., СПб, 2000 6. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 -7 лет творчества в танце – М.: изд. «Гном», 2002 7. Зарецкая Н., Роот З. Танцы в детском саду – М.: изд. Айрис ПРЕСС, 2003 8. Зимина А.И. Музыкальные игры и этюды в детском саду – М.: Просвещение, 1971 9. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Потанцуй со мной, дружок – СПб, 2010 10. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А., Алексеева И.В. Топ-топ, каблучок. Танцы в детском саду. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Часть I – СПб, 2010 11. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А., Алексеева И.В. Топ-топ, каблучок. Танцы в детском саду. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Часть II – СПб, 2010 12. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников – М.: Просвещение, 1982 13. Роот З.Я. Танцы с нотами для детского сада. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. 14. Суворовой Т.И. Авторская программа. Танцевальная ритмика для детей. Сборники № 1 с музыкальным сопровождением на CD-Дисках 15. Суворовой Т.И. Авторская программа. Танцевальная ритмика для детей. Сборники № 2 с музыкальным сопровождением на CD-Дисках 16. Суворовой Т.И. Авторская программа. Танцевальная ритмика для детей. Сборники № 3 с музыкальным сопровождением на CD-Дисках 17. Суворовой Т.И. Авторская программа. Танцевальная ритмика для детей. Сборники № 4 с музыкальным сопровождением на CD-Дисках 18. Суворовой Т.И. Авторская программа. Танцевальная ритмика для детей. Сборники № 5 с музыкальным сопровождением на CD-Дисках 19. Суворовой Т.И. Авторская программа. Танцевальная ритмика для детей. Сборники № 6 с музыкальным сопровождением на CD-Дисках 20. Усова О.В. Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца, г. Екатеринбург 2001г. 21. Усова О.В. Театр танца О.Усовой. Методическое пособие. Выпуск № 1 – Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2002 22. Усова О.В. Театр танца О.Усовой. Методическое пособие. Выпуск № 2 – Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1999 19 23. Комплекты дисков с аудиозаписями музыкального сопровождения. Электронные источники: 24. Базарова Н.П., В. Мей «Азбука классического танца». СПб. 2005г. [Электронный ресурс] URL: https://mir-knig.com/read_228483-1 (Дата обращения: 10.10.2021 г.) 25. Новерр Ж.Ж. Письма о танце. [Электронный ресурс] URL: https://школаискусств-рк.екатеринбург.рф/file/7a5d2315c4c164dddf908ee05c1ace50 (Дата обращения: 10.10.2021 г.) Для обучающихся и родителей: 26. Бриске И.Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005 27. Васильева Т. К. Секрет танца. – СПб, 2005 28. Дункан А., «Моя жизнь», М., 2000 29. Еремина М. Роман с танцем.- СПб, 2005 30. Ильичева М. Ирина Колпакова.- «Искусство» Ленинградское отделение 1996 31. Константинова Л.Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. – СПб: Просвещение, 1994 32. Российский журнал искусств №1 «Мариинский – вчера, сегодня, всегда …» СПб., 2005 33. Ром-Лебедев И. От цыганского хора к театру «Ромен» – М., 2000. 20 Приложение 1 Содержание разделов программы для первого года обучения Раздел «Упражнения» Примерный перечень упражнений. 1. «Маленький марш», музыка Т.Ломовой 2. «Пружинка», музыка — «Этюд» Е.Гнесиной; русская народная мелодия «Посеяли девки лён» 3. «Громче-тише», музыка М.Раухвергера 4. «Упражнение с ленточками», музыка: украинская народная мелодия в обработке Р.Рустамова 5. «Качание рук с лентами», музыка: польская народная мелодия в обработке Л.Вишкарева 6. «Бодрый шаг», музыка: Н.Богословский «Марш»; Д.Дешевов «Марш» и др. 7. «Найди свое место в колонне!», «Стройся за ведущим!», музыка Ф.Найдененко 8. «Шаг и бег», музыка Н.Найдененко 9. «Ходьба различного характера», музыка — «Марш» М.Робер 10. «Спокойный шаг», музыка — «Этюд» Т.Ломовой 11. «Отойди и подойди», музыка: чешская народная мелодия. 12. «Побегаем», музыка — «Тема из вариаций, соч. 105» К.Вебера 13. «Бег с лентами», музыка — «Экосез» А.Жилина 14. «Бег», музыка Е.Тиличеевой. «Прогулка», музыка Т.Ломовой 15. «Пружинящий шаг», музыка Т.Ломовой 16. «Бег легкий и сильный», музыка — «Экосез» Ф.Шуберта 17. «После дождя», музыка: венгерская народная мелодия 18. «Учимся скакать с ноги на ногу», музыка: 1) английская народная мелодия; 2) французская народная мелодия 19. «Упражнение на поскоки», музыка: английская народная песня «Джек и Джил» в обработке Т.Попатенко 20. «На лыжах», музыка — «Детская песенка» А.Моффат 21. «Приставной шаг в сторону», музыка: немецкая народная танцевальная мелодия 22. «Мальчики и девочки», музыка: английская народная мелодия в обработке Л.Вишкарёва. Автор Е.Дубянская 23. «Упражнения к русской пляске». Музыка: 1) русская народная прибаутка «Барашенька»; 2) русская народная песня «Посеяли девки лён...»; 3) русская народная песня «Сеяли девушки яровой хмель...» в обработке Е.Туманян; 4) русская народная песня «Посею лебеду...» 24. «Кто лучше скачет», музыка «Игра» Т.Ломовой 25. «Воротца», музыка «Во саду ли, в огороде...» русская народная песня в обработке Н.А.Римского-Корсакова 26. «Всадники», музыка — «Игра» В.Витлина 27. «Вертушки», музыка: украинская народная мелодия в обработке Я.Стенового 28. «Попляшем и потопаем!», музыка — «Цлясовая» А.Гольденвейзера (отрывок) 29. «Три притопа», музыка — «Маленький танец» Н.Александрова 30. «Пляши веселей!» (выбрасывание ног), музыка: латвийская народная мелодия 31. «Зеркало», музыка: русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелёк...» 32. «Плавные руки», музыка — «Вальс» Р.Глиэра (фрагмент) 33. «Полянка», музыка: русская народная мелодия в обработке Г.Фрида 34. «Кто лучше скачет?», музыка Т.Ломовой 35. «Передача платочка», музыка Т.Ломовой 36. «Канава», музыка: русская народная мелодия в обработке Р.Рустамова 37. «Полоскать платочки», музыка: русская народная мелодии «Ой, утушка луговая» в 21 обработке Т.Ломовой 38. «Гавот», музыка Ф.Госсека 39. «Возле речки, возле моста...», музыка: русская народная мелодия в обработке А.Новикова 40. «Ветерок и ветер», музыка — «Лендлер» Л.Бетховена 41. «Упражнение с мячами», музыка Т.Ломовой 42. «Кот и мыши», музыка Т.Ломовой 43. Упражнение «Игра с водой», музыка: французская народная мелодия 44. «Весёлые ножки», музыка: русская плясовая мелодия «Полянка» 45. «Злюки-закорюки и бабочки» О.Усова 46. «Давайте всё делать вот так» О.Усова Раздел «Игроритмика» Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма: 1. «Определи по ритму» 1. «Учись танцевать» 2. «Кулачки и ладошки» 3. «Волшебный весёлый бубен» Ритмические танцы: 1. «Полька» 1. «В ритме польки» 2. «Ки-ко-ко» 3. «Така-така» 4. «Летний хоровод» Ритмические разминки: 1. «Мячик» 1. «Карусель» 2. «Качели» 3. «Дождик» Развитие танцевально - игрового творчества 1. «Шофёр» 1. «У дедушки Егора» 2. «Крокодил» 3. «Садовники» 4. «Стирка» Раздел «Танцы» 1. Менуэт «Синеглазка» О.Усова 1. «Семь нот» О.Усова 2. «Полька-тройка» О.Усова 3. «Полька «До свидания!» О.Усова 4. «Ковбои» О.Усова 5. «Осенний сон» О.Усова 6. «Полька-приглашение» О.Усова 7. «Резвые лошадки» О.Усова 8. «Веселая минутка» О.Усова 9. «Полянка» О.Усова 10. «Упала шляпа» О.Усова 11. «Разноцветная игра» О.Усова 12. «Деревянные башмачки« О.Усова 13. «Летка-Джаги» О.Усова 14. «Мухоморы-пареньки» О.Усова 15. Краковяк «Зимние забавы» О.Усова 16. «Сладкий танец» (Полька «Помирились») О.Усова 22 17. «Вальс-вход» (с осенними листочками, с весенними цветами) О.Усова 18. «Звоночки» О.Усова 19. «Дружные пары», «Полька» Л.Штрауса. 20. «Русская пляска»,: рус нар мел. «Во саду ли в огороде» .«Весёлые дети» литовская нар. мел. обр.В.Агафонникова. 21. «Круговая пляска», русская народная мелодия в об С.Разорёнова. 22. «Хоровод в лесу», музыка М.Иорданского. 23. «Хоровод цветов», музыка Ю.Слонова, ел. 3.Петровой. 24. «Веселый музыкант», музыка А.Филиппенко, ел. Т.Волгиной.. 25. «Хороводная пляска», музыка: чешская народная песня« Потеряла поясочек...» в обработке А. Шебестика, русский текст М.Долинова 26. «Полька-вход» О.Усова 27. «Хоровод «Веснянка», музыка: украинская народная песня «Веснянка» в обработке Т.Попатенко, слова народные, русский текст Н.Френкель. Раздел «Игры» 1. «Лётчики на аэродроме», музыка М.Раухвергера 1. «Ворон», музыка: русская народная мелодия в обработке Е.Тиличеевой 2. «Игра с бубном», музыка: украинская народная мелодия 3. «Игра с платочками», музыка: русская народная мелодия в обработке М.Иордан 4. Игра «Лиса и зайцы», музыка — «Полька» В.Косенко 5. Игра «Найди пару», музыка: латвийская народная мелодия в обработке Т.Попатенко 6. «Охотник и зайцы», музыка — «Маленькая пьеса» Л.Ладухина 7. «Игра в домики», «Козочки и волк», музыка В.Витлин 8. «Будь ловким!», музыка — «Маленькая пьеса» (фрагмент) Н.Ладухина 9. «Ищи игрушку!», музыка: русская народная мелодия в обработке В.Агафонникова 10. «Игры с пением»: «А мы просо сеяли...», «Колпачок», «Ой, заинька по сенечкам...» — русские народные песни. «Аи да берёза...», музыка Т.Попатенко 11. «Всем, Надюша, расскажи», музыка: белорусская народная мелодия в обработке С.Полонского, перевод Н.Найденовой 12. «Не опоздай!», музыка: русская народная мелодия в обработке М.Раухвергера 13. «Кот и мыши», музыка Т.Ломовой. 14. «Как у наших у ворот...», «Про лягушек и комара», «Гори, гори ясно...», «Как пошли наши подружки...», «А я по лугу..,» и др. игры-хороводы 15. «Здравствуй, друг» О.Усова 16. «Море волнуется» О.Усова 17. «Козёл» О.Усова Содержание разделов программы второго года обучения. Раздел «Упражнения» Примерный перечень упражнений. 1. «Качание рук» и «Мельница», музыка: английская народная мелодия; Т.Ломова «Мельница». 1. «Весёлые скачки», музыка В.Можжевелова. 2. «Росинки», музыка Майкапара. 3. «Вальс», музыка Н.Леви. 4. «Ветер и ветерок», музыка Л. Бетховена «Лендлер». 5. «Рисуем на песке», музыка Б. Ребикова, соч. 31 (отрывок). 6. «Бодрый шаг», музыка — марш «Пехота» В.Витлина; «Марш» Т.Ломовой. 7. «Маршируем», музыка — «Марш» Н.Леви. 8. «Регулировщик движений» (ходьба с переменой направления), музыка — «Марш» Л.Вишкарёва. 23 9. «Шагают петрушки», музыка: французская народная песня «Полишинель». 10. «Будьте решительны и осторожны!» — музыка «Марш» Ж.Люлли (высокий и тихий шаг). 11. «Ходьба пружинящим шагом», музыка «Прогулка» Т.Ломовой. 12. «Змейка с воротцами» — русская народная мелодия. 13. «Бег лёгкий, сильный», музыка «Экосез'» Ф.Шуберта. 14. «Боковой галоп», музыка «Экосез» А.Жилина. 15. «Упражнение с лентами», музыка Т.Ломовой.). 16. «Упражнение с воздушными шариками», музыка — «Вальс» А. Глазунова. 17. Упражнение «Салют», музыка 3.Левиной, ел. Л.Некрасовой.. 18. «На лыжах», музыка — «Детская песенка» А.Моффат. 19. «Галоп», музыка М.Красева. 20. «Поскоки», музыка — «Танец» С.Затеплинского. 21. «Поезд», музыка Е.Тиличеевой. 22. «Ускоряя-замедляя», музыка Т.Ломовой. 23. «Собираем камешки», музыка — «На берегу» Т.Ломовой. 24. «Ходьба на носках», музыка — «Калиф Багдадский» А.Буальдье (отрывок из оперы). 25. «А я по лугу» О.Усова 26. «Хорошая дорога» О.Усова 27. «Перестроение из шеренги в круг», музыка — «Дедушкин Рассказ» Н.Любарского. 28. «Змейка», музыка — «Куранты» В.Щербачёва (отрывок). 29. «Прыжки через воображаемые препятствия», музыка: венгерская народная мелодия. Автор Е.Дубянская. 30. «Бегать и кружиться!», музыка — «Этюд» М.Геллер. 31. «Цирковые лошадки», музыка — «Лошадки» М. Красева (высокий бег). 32. «Подпрыгивай легко!», музыка: английская народная песня «Полли». 33. «Скакать и кружиться!», музыка — «Этюд», соч. 160, №22 Л. Шитте. 34. «Кружки и цепочки», музыка — «Танец» С.Затеплинского. 35. «Смелые наездники», музыка — «Смелый наездник» Р.Шумана. 36. «Выставление ноги на пятку», «Выставление ноги на носок», музыка: эстонская танцевальная мелодия. 37. «Учитесь плясать по-русски», музыка С.Вольфензон — вариации на тему русской песни «Из-под дуба, из-под вяза...». 38. «Кто лучше пляшет?», музыка — «На гармонике» А.Гречанинова (отрывок). 39. «Ходьба в шеренгах — бег цепочкой», музыка: русская народная мелодия «На улице дождь» в обработке М.Раухвергера. 40. «Змейка с воротцами», музыка: русская народная мелодия «Заплетися, плетень» в обработке Н.А.Римского-Корсакова. 41. «Приставной шаг в сторону», музыка: немецкая народная танцевальная мелодия. 42. «Галоп», музыка — «Контрданс» Ф.Шуберта. 43. «Разучивание шага польки», музыка: чешская народная мелодия «Печь упала» в обработке А.Шебестика. 44. «Проверка шага польки», музыка: чешская народная мелодия в обработке П.Френкель. 45. «Хлопки в ладоши», музыка — «Нелегкий танец», соч. 33, №12 Ф.Шуберта. 46. «Игра воображаемым мячом», музыка — «Этюд» С.Майкапара. 47. «Упражнение с лентой», музыка — «Игровая» И.Кишко. 48. «Поднимай и скрещивай флажки!», музыка — «Этюд» К.Гурлит. 49. «Упражнение с мячами», «Скакалки», музыка А. Петрова] 50. «Упражнение с цветами», музыка Т.Ломовой. 51. «Метро», музыка Т.Ломовой. 52. «Поездка за город», музыка В.Герчик. 53. «Полька», музыка: хорватская народная мелодия. 24 Раздел «Игроритмика» Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма: 1. «Прогулка в парк» 1. «Выполни задание» 2. «Определи по ритму» 3. «Молоток» Ритмические танцы: 1. «Ну и до свиданья» 1. «Дружат дети всей земли» 2. «Льдинка» 3. «Танец с хлопками» 4. «Круговая кадриль» 5. «Рок-н-ролл» Ритмические разминки: 1. «Школа» 1. «Паровозик» 2. «День рождения» 3. «Стирка» Развитие танцевально-игрового творчества 1. «Музыканты» 1. «На улице» 2. «Загадки» 3. «Работники» Раздел «Танцы» 1. «Полька- хлопушка» О.Усова 1. «Страшак» О.Усова 2. «Топ-топ» О.Усова 3. «Девочки и мальчики» О.Усова 4. «Вару-вару» О.Усова 5. «Немецкая полька» О.Усова 6. «Казачок» О.Усов 7. «Вальс-фантазия» О.Усова 8. «Вальс конькобежцев» О.Усова 9. «Маленькая страна» О.Усова 10. «Валенки» О.Усова 11. «Ностальжи» О.Усова 12. «Веселый дождик» О.Усова 13. «Чик и Чики – брик» О.Усова 14. «Новогодний экспресс» О.Усова 15. «Буратино» О.Усова 16. «Чардаш» О.Усова 17. «Коротышки» О.Усова 18. «Школьная полька» О.Усова 19. «Вальс с осенью» О.Усова 20. «Подсолнух» О.Усова 21. «Сударушка» О.Усова 22. «Охи-доги» О.Усова 23. Вальс «Прощание» О.Усова 24. «Полонез» О.Усова 25. «Падэспань» О.Усова 26. «Кукарелла» О.Усова 27. .«Парная пляска», карельская народная мелодия. 25 28. «Каблучки», русская народная мелодия в обработке Е.Адлера. 29. «Круговой галоп», венгерская народная мелодия. 30. «Танец с колосьями», музыка И.Дунаевского. 31. «Пружинка», музыка — «Полька» Ю.Чичкова. 32. «Яблочко», музыка Р.Глиэра из балета «Красный мак». 33. «Веселые матрёшки», музыка Ю.Слонова, ел. Л.Некрасовой.. 34. «Кадриль» О.Усова 35. «Хлопай-топай» О.Усова Раздел «Игры» 1.«Плетень», русские народные мелодии. 2.«Как у наших у ворот...», «Камаринская» в обработке А.Быканова. 3.«Звероловы и звери», музыка Е.Тиличеевой. 4.«Колобок», русская народная мелодия. 5.«Бери флажок!», венгерская народная мелодия. 6.«Узнай по голосу!», музыка — «Пьеса» В.Ребикова. 7.«Теремок», русская народная песня. 8.«Домики», украинская народная мелодия. 9.«Игра с погремушками», музыка - «Экосез» Ф.Шуберта. 10.Игра «Зайки на лужайке», музыка: английская народная песня «Полли». 11.Игра «Ловкий наездник», музыка М.Красева. 12.«Уголки», музыка Т.Попатенко, слова народные. 13.Игра «Золотые ворота», музыка: чешская народная песня в обработке А.Александрова, русский текст В.Викторова. 14.Игра «Мостик», музыка: чешская народная песня в обработке А.Александрова. 15.«Машинист», польская народная песня «Игра» в обработке В.Сибирского. 16.«Игра в мяч», музыка М. Красева, С. Вышеславцевой. 17.«Тень-тень», музыка В. Калинникова, слова народные. 18.«Прыгай, прыгай и замри» О.Усова 19.«Буги- вуги» » О.Усова 26 Приложение 2 Раздаточный материал: Платочки — 20 шт. Платки — 8 шт. Султанчики — 20 шт. Снежки — 24 шт. Колосья — 20 шт. Цветы — 20 шт. Корзинки – 2 шт. Ведёрки — 20 шт. Осенние листья – 40 шт. Ленты — 40 шт. Колечки — 15 шт. Морковки – 20 шт. Полотна ткани (разноцветные) – 20 шт. Балалайки – 12 шт. Косички – 24 шт. Набор наголовников – 20 шт. Обручи – 25 шт. Цветя для обручей – 50 шт. Костюмы для детей Ёж — 1 шт. Белка — 1 шт. Лиса — 1 шт. Юбки — 3 шт. Кофточки — 3 шт. Восточные для девочек — 4 шт. Восточные пояса – 8 шт. Петух — 1 шт. Буратино — 1 шт. Грибы — 8 шт. Космонавт — 4 шт. Снеговик — 1 шт. Поварята — 2 шт. Гном— 1 шт. Сарафан народный — 4 шт. Рубашки народные для девочек — 4 шт. Юбки желтые — 4 шт. Лягушка — 1 шт. Бальные платья — 3 шт. Заяц — 2 шт. Ушки заячьи – 20 шт. Поросята — 3 шт. Испанские длинные юбки для девочек — 3шт. 27 Солдаты — 20 шт. Костюмы для взрослых 1. Дед Мороз 2. Снегурочка 3. Снеговик 4.Петрушка 5. Осень 6. Весна 7. Лиса 8. Старик Хоттабыч 9. Медведь 10.Маша 11.Волк 12 Коза 13.Капитошка 14.Лунтик 15.Гусеницы — 2шт. 16 Курочка 17.Кот 28 Приложение 3 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по программе «Потанцуй со мной, дружок!» Первый и второй год обучения Критерии: высокий – 3 балла, средний – 2 балла, низкий – 1 балл. 1. Движение Передача в движении характера знакомого музыкального произведения (2-х и 3-хчастная форма): высокий – ребенок самостоятельно, четко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки; средний – производит смену движений с запаздывание (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки; низкий – смену движения производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки. Передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания: высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений; средний – движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений ; низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении. Соответствие ритма движений ритму музыки: высокий – четкое выполнение движений; средний – выполнение движений с ошибками; низкий – движение выполняется не ритмично. Координация движений и внимания ("ритмическое эхо» со звучащими жестами в умеренном и быстром темпе) высокий – ребенок выполняет все движения без ошибок; средний – допускает 1-2 ошибки; низкий – не справляется с заданием 2. Воспроизведение ритма Воспроизведение ритма знакомой песни под свое пение: высокий – ребенок точно воспроизводит ритмический рисунок знакомой песни; средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками; низкий – неверно воспроизводит ритм песни. Воспроизведение ритма мелодии (умеренный темп) высокий – ребенок точно воспроизводит ритмический рисунок мелодии; средний – воспроизводит ритм песни с ошибками; низкий – неверно воспроизводит ритм песни. Воспроизведение ритма песни шагами: высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу; средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте; низкий – допускает много ошибок и не справляется с заданием Воспроизведение ритмических рисунков в хлопках и притопами: высокий – ребенок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок; средний – допускает 2 -3 ошибки; низкий – неверно воспроизводит ритмический рисунок 29 3. Творчество Сочинение ритмических рисунков: высокий – ребенок сам сочиняет оригинальные ритмические рисунки; средний – использует стандартные ритмические рисунки; низкий – не справляется с заданием. Танцевальное: высокий – ребенок чувствует характер музыки, ритм, передает это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны; средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки; низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке. Количество баллов от 11 до 30 - дети усвоили программу Количество баллов меньше 11 - дети не усвоили программу Задание на проверку исполнительского мастерства. Просмотр танцевальной композиции, номера. 30 Приложение 3 1.4. Планируемые результаты усвоения программы Показатели уровня развития детей: - выразительность исполнения движений под музыку; - умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности; - освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений точность и правильность исполнения движений в танцевальных композициях. Целевые ориентиры Старшая группа - основные виды движений: виды шага в танце: хороводный, приставной; шаг польки, поскоки, виды галопа; -танцевальные движения: «пружинка», «самоварчик»; - две позиции рук, четыре позиции ног; - произведения разного жанра: танец, полька, народная пляска; - части музыкального произведения; К концу года дети должны уметь: - выразительно исполнять движения под музыку; -уметь самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности; - освоить большой объём разнообразных композиций и отдельных видов движений; - импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений; - сочинять несложные плясовые движения и комбинировать их. Подготовительная группа - основные виды движений (виды шага в танце: боковой шаг, боковой приставной шаг, высокий шаг); -танцевальные движения («большая гармошка», «ножницы», «метелочка», «прямой галоп») - четыре позиции рук, шесть позиций ног; - произведения разного жанра (современных танцев); - элементарные музыкальные термины (мелодия, регистр); - элементы плясовых и имитационных движений; К концу года дети должны уметь: - выразительно, легко и точно выполнять движения под музыку; - уметь самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности, правильно называть их; - освоить большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру, - уметь сочинять несложные плясовые движения и их комбинации; - уметь передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми; - уметь описывать музыкальный образ и содержание музыкального произведения. 31