Этапы развития речи
22.11.2018
Этапы развития речи в норме.
Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Словарный состав языка - это все слова, имеющиеся в нем. Грамматический строй определяет правила соединения слов в предложения. Любое слово, фраза находят свое выражение лишь с помощью тех или иных звуков. Все эти структурные части языка теснейшим образом связаны друг с другом. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей.
Речевая деятельность ребенка формируется постепенно и проходит несколько этапов своего становления.
Формирование связной речи у ребенка невозможно без усвоения звуковой стороны русского языка, куда входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития восприятия звуков (развитие фонематического слуха) и процесс произношения звуков речи.
Развитие звуковой стороны речи в норме.
Возраст ребенка | Звуки, появившиеся в речи |
1 год - 1,5 года | б, т, к, ч |
1,5 года -2 года | ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х |
2 года - 2 года 6 месяцев | сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н |
2 года 7 мес.- 3 года 5 мес. | фь, вь, с, з, хь, л |
3,5 года - 3 года 8 мес. | ч, щ |
4 года - 4 года 6 мес. | ш, ж, |
4года 6 мес. - 5 лет | рь, р |
Этапы развития детской речи от 0 до 1 года
(довербальный и ранний вербальный период).
Возраст | Основные показатели | Понимание речи |
1 месяц | Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие потребности ребенка (в еде, смене пеленок, боли и т.п.). В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок. Реакция сосредоточения на речевом общении с ребенком |
|
2 месяца | Улыбка при общении с малышом |
|
3 месяца | Комплекс оживления при общении с взрослым, гуление (это первая стадия лепета – произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно сочетание с согласным г). Например, "у-у-у-у" или "гу-у-у-у"; | Прислушивается к голосу, адекватно реа-гирует на интонацию, узнает знакомые голоса. |
4 месяца | Дифференцированность комплекса оживления (раз-ная реакция на разных знакомых людей. Например, ребенок отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует), смех. Однов-ременно осуществляется процесс развития пони-мания речи, малыш учится управлять интонацией. | |
5 месяцев | Дифференциация направления звука (ищет источник звука и сосредотачивает на нём вни-мание, например, на лице говорящего. В этом возрасте дети начинают распознавать неречевые звуки: шум машины, шелест деревьев, лай собаки), певучее гуления | |
6 месяцев | Лепет (многократное повторение слогов: "ба-ба-ба", "ма-ма-ма") | Понимает отдельные инструкции в конкрет-ной ситуации и подчиня-ется некоторым словес-ным командам (поцелуй маму, Дай ручку, нельзя и т.п.) |
7 месяцев | Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на звучащую игрушку | |
8 месяцев | Реакция на незнакомое лицо. Лепет сводится к «лепетным словам», состоящим уже не из мно-гократного повторения, а двух открытых слогов: "ба-ба", "па-па". Но ребенок пока не соотносит произносимые слова с людьми или предметами | |
9 месяцев | Общение с помощью жестов, игра в «Ладушки» | |
10 месяцев | Ситуационное понимание обращенной речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией | Понимает название отдельных предметов |
11 месяцев | Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением с ситуацией | |
1 год | Использование 3-4 «лепетных слов», понимание простой инструкции (типа дай мяч, иди к маме), дополняемой жестом. Малыш подражает звукам речи взрослых. Появление двусложных слов, сос-тоящих из одинаковых слогов: «мама, дядя». Знает, как его зовут. Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов. С удовольствием смеется. | После года малыш может показать пред-меты на сюжетных картинках. (Картинка: Мальчик кушает. Вопрос: «Где ложка?») Понимает слово «НЕТ» Хорошо слышит и раз-личает много звуков. |
Развитие детской речи от 1 года до 2 лет.
Развитие детской речи от 2 до 6 лет.
Возраст | Активная речь | Понимание речи |
2года 6 месяцев | Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Адекватно использует местоимения я, ты, мне; Использует предложения из 2-3 – 4 слов. Сложные бессоюзные предложения. Повторяет две цифры "один", "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе "один"; Употребляет уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы. | Понимает прочитан-ные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее) |
3 года | Словарный запас 500 слов и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку. Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли Договаривает звуки, слоги, слова при чтении. Называет цвета, форму предметов | Понимает сложно-подчиненные предло-жения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает воп-росы типа: "Что у те-бя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать". Понимает значение простых предлогов и множест-венного числа. |
3-4 года | Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов. Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?» Использует выражения типа: «я думаю, что....», «я надеюсь, что....» Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени. | Понимает сложно-подчиненные предло-жения, значения пред-логов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения. |
4-5 лет | Обладает словарным запасом около 3000 слов Знает свой адрес, Пользуется предложениями из 5-6 слов. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными. Умеет пересказать. Правильно произносит практически все звуки. Определяет право - лево у себя, но не у других. Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий) Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем. Считает до 10. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны. | Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п. Понимает условное предложение со словом если. Понимает граммати-ческую форму предло-жений типа: Картина была нарисована Машей. |
6 лет | Обладает словарем около 4000 слов Все звуки произносит правильно. Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому. Пользуется сложными предложениями. Употребляет все части речи Использует абстрактные и отвлеченные понятия Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении | Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мульт-фильма. |
К логопеду следует обратиться, если:
К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
К концу 4-го месяца малыш не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит
К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не оттает предпочтение мелодичным погремушкам. Не пытается привлечь к себе внимание каким-либо определенным звуком
К концу 9-го месяца у малыша нет лепета, и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
К концу 10-го месяцамалыш не машет головой в знак отрицания, либо ручкой в знак прощения.
К году малыш не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы (покажи, принеси), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
К 1году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
К 2 годам малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы типа: «Сходи на кухню и принеси чашку». Не узнает близких на фотографии.
К 2, 5 годам не понимаем разницу между словами «Большой» и «Маленький».
К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
В 5 лет речь не разборчива и не понятна для окружающих.
В 6 лет малыш не может пересказать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа. Не правильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух.
Так же следует обратиться к логопеду, если Ваш малыш:
- не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;
- не прислушивается (как это делают слабослышащие дети), не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей;
- употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);
- повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
- делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- затрудняется перед началом речи.