ПРИНЯТО
Педагогическим советом МАДОУ № 60
«Дюймовочка» от «31» мая 2023 г.
Протокол № 4
УТВЕРЖДАЮ
заведующий МАДОУ № 60
«Дюймовочка»
Н.В. Тебехова
(приказ № 32-ОД от «31» мая 2023 г.)
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации адаптационного периода перехода ребенка из семьи в
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому развитию воспитанников
№ 60 «Дюймовочка»
1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение об адаптационном периоде перехода ребенка из семьи в
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому развитию воспитанников № 60 «Дюймовочка» (далее Положение) направлено на реализацию Международной Конвенции о правах ребёнка,
Конституции РФ разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273- ФЗ, Порядком организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования (приказ
Министерства Просвещения РФ от 31.07.2020 г. №373), другими законодательными
актами Министерства образования Российской Федерации, в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ
Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155) и нормативными
документами по вопросам образования, социальной защиты и интересов детей, а также
Устава учреждения, Договора об образовании по образовательным программам
дошкольного образования, и иных локальных актов муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию
воспитанников № 60 «Дюймовочка».
1.2. Настоящее Положение регулирует процесс адаптации воспитанников в
муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому развитию воспитанников № 60 «Дюймовочка» (далее –
МАДОУ № 60 «Дюймовочка», ДОО).
1.3. Адаптация - процесс активного приспособления ребёнка к условиям
социальной среды ДОО. Адаптационный режим вводится для детей, впервые
поступающих в ДОО.
1.4. Адаптационный режим обеспечивает реализацию прав ребёнка на охрану
жизни, сохранение и укрепление здоровья, адекватное возрасту и индивидуальным
возможностям физическое и психическое развитие в первые дни пребывания детей в
МАДОУ № 60 «Дюймовочка».
1.5. Целью адаптационного режима является создание условий, облегчающих
начальный период пребывания ребенка в МАДОУ № 60 «Дюймовочка».
1.6. Задачи адаптационного периода:
• построение конструктивного сотрудничества между воспитанниками,
родителями (законными представителями) и педагогическими работниками;
• соблюдение единых требований к режиму дня в семье и детском саду;
• создание эмоционального комфорта для каждого воспитанника в группе;
• осуществление индивидуального подхода к воспитанникам.
• создание доброжелательных, доверительных отношений между работниками
учреждения и родителями (законными представителями), направленных на дальнейшее
сотрудничество по вопросам воспитания и образования ребенка.
1.7. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия
нового.
2. Схема адаптации ребенка к условиям детского сада.
2.1 Первичный прием детей в МАДОУ № 60 «Дюймовочка» осуществляют
заведующий, медицинский работник, педагог-психолог, воспитатели группы.
2.2 При приеме воспитанника уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию
здоровья, особенностям воспитания и поведения ребенка.
2.3 Адаптация проходит в зависимости от индивидуальных особенностей и
поведения ребенка по следующей схеме:
- первый, второй день пребывания - находится в МАДОУ № 60 «Дюймовочка» до
обеда (в некоторых случаях, 2-3 часа в день);
- при легкой степени адаптации с 3-4 дня, при тяжелой степени адаптации со
второй недели - ребенка начинают оставлять на дневной сон и забирают сразу после
полдника;
- дети, ранее посещающие детский сад – первый день находятся до обеда, на
второй день до полдника, затем на полный день (при условии хорошей адаптации).
Далее ребенка оставляют в МАДОУ № 60 «Дюймовочка» на полный день. Данная
схема корректируется воспитателем и педагогом-психологом в зависимости от течения
адаптации ребенка, его возможной болезни в период адаптации, которая увеличивает
длительность протекания адаптации.
2.4 Приём воспитанников в группу во время адаптационного периода
осуществляется с интервалом в два дня.
3. Организация деятельности педагога-психолога в адаптационный период.
3.1. Педагог-психолог осуществляет мониторинг возможных уровней адаптации
ребёнка и составляет прогноз вероятной степени адаптации.
3.2. Педагог-психолог проводит беседы, консультации для родителей (законных
представителей) и педагогов по проблеме адаптации и преодолению трудностей
адаптации.
3.3. Педагог-психолог координирует деятельность воспитателей и родителей
(законных представителей) в адаптационный период.
3.4. Совместно с медицинским работником, воспитателем определяет окончание
процесса адаптации у каждого воспитанника.
3.5. Педагог-психолог осуществляет диагностику возможных уровней адаптации
ребёнка и составляет прогноз вероятной степени адаптации.
3.6. Педагог-психолог проводит беседы, консультации для родителей (лиц, их
заменяющих) и педагогов по проблеме адаптации и преодолению трудностей адаптации.
3.7. Педагог-психолог координирует деятельность воспитателей и родителей (лиц,
их заменяющих) в адаптационный период.
3.8. Совместно с медицинским работником, воспитателем определяет окончание
процесса адаптации у каждого воспитанника.
4. Организация деятельности воспитателей в адаптационный период.
4.1. Собрание родителей (законных представителей) вновь поступающих
воспитанников проводится до поступления ребёнка в детский сад. На собрании
заведующий, педагогические работники знакомят родителей (законных представителей) с
характерными особенностями адаптационного периода, режимом дня в данной возрастной
группе.
4.2. Воспитатель наблюдает за поведением каждого воспитанника и проводит
анализ течения адаптации совместно с педагогом-психологом и медицинским работником.
Адаптационный лист ребенка не предназначен для обязательной фиксации
наблюдения и носит информационный характер (Приложение 1).
4.3. Воспитатель организует образовательную деятельность в группе, сохраняя
привычные для ребенка способы кормления (докармливания), укладывания спать, игры с
собственными игрушками.
4.4. В период адаптации воспитатель обеспечивает ребенку:
тепловой комфорт;
питьевой режим;
оптимальную двигательную активность;
контроль состояния носоглотки;
эмоциональный комфорт (использование функциональной музыки - при
укладывании спать, подъеме и других режимных моментах, рисовании).
4.5. Уполномоченный оформляет наглядную информацию, индивидуальные
памятки для родителей по теме: «Особенности адаптационного периода».
5.
Обязанности родителей (законных представителей) в адаптационный
период.
5.1. Родители (законные представители) соблюдают в семье режим дня,
соответствующий режиму дня детского сада.
5.2. В период адаптации родители (законные представители) строго соблюдают
схему посещения ребенком ДОО, разработанную воспитателем и педагогом-психологом,
не допуская пропусков без уважительных причин.
5.3. Все дальнейшие вопросы, касающиеся оказания воспитанникам
образовательных услуг, а также осуществления присмотра и ухода за воспитанниками,
регулируются договором об образовании по образовательной программе дошкольного
образования, заключенным при приеме между МАДОУ № 60 «Дюймовочка» и
родителями (законными представителями).
5.4. В период адаптации родители (законные представители) соблюдают
следующие правила посещения МАДОУ № 60 «Дюймовочка»:
• дети с лёгкой степенью адаптации – посещают МАДОУ № 60 «Дюймовочка» с
08:00 ч. до 12:00 ч. в течение двух дней, остаются на дневной сон на 3 – 4 день посещения
детского сада;
• дети с адаптацией средней тяжести - с 08:00 ч. до 12:00 ч. в течение пяти дней,
оставлять на дневной сон на 2-й неделе посещения детского сада;
• дети с тяжёлой степенью адаптации с 08:00 ч. до 12.00 ч. в течение шести восьми дней, оставлять на дневной сон на 3-й неделе посещения детского сада;
• в первую неделю, когда ребёнка начинают оставлять на дневной сон, родители
(законные представители) приходят не позже 16:00 ч.
• дети, ранее посещающие детский сад – первый день находятся с 8.00 до 12.00, на
второй день до 16.00 ч., затем на полный день (при условии хорошей адаптации).
6. Права и обязанности участников образовательного процесса.
6.1. Участниками образовательного процесса и процесса адаптации ребёнка в
МАДОУ № 60 «Дюймовочка» являются воспитанники, родители (законные
представители), заведующий, старший воспитатель, старшая медсестра, воспитатели и
специалисты МАДОУ № 60 «Дюймовочка».
6.2. Права социальные гарантии каждого ребёнка группы по адаптации
определяются законодательством Российской Федерации, Уставом МАДОУ № 60
«Дюймовочка». Договором об образовании по образовательным программам дошкольного
образования и Договором на оказание услуги по присмотру и уходу за воспитанником.
6.3. Права и обязанности родителей (законных представителей) определяются
законодательством Российской Федерации, Уставом МАДОУ № 60 «Дюймовочка»
Договором об образовании по образовательным программам дошкольного образования,
Договором на оказание услуги по присмотру и уходу за воспитанником. Родители:
- оказывают
работникам
дошкольного
образовательного
учреждения
максимальное содействие в период адаптации своего ребенка к условиям ДОО;
- информируют воспитателя группы о любых изменениях в поведении и здоровье
ребенка в адаптационный период;
- соблюдают в семье режим дня, соответствующий режиму детского сада;
- строго соблюдают правила посещения МАДОУ № 60 «Дюймовочка» в
соответствии с подвижным графиком адаптационного режима;
- снижают объем новых впечатлений, развлекательных мероприятий (цирк, театр и
др.), хождение в гости, просмотр телепередач, компьютерные игры; при выраженных
невротических реакциях оставляют ребенка на несколько дней дома и выполняют все
предписания лечащего врача.
6.4. Возникшие споры рассматриваются Комиссией по урегулированию споров
между участниками образовательных отношений и их исполнения в установленном
порядке.
6.5. Ответственность за выполнение адаптационного режима несут все участники
образовательного процесса за исключением воспитанников.
Приложение 1
Адаптационный лист ребенка*
Фамилия, имя ребёнка________________________
Дата рождения_______________
Дата поступления в ДОУ___________
Адаптационные данные
1-й
Настроение
Аппетит
Сон
Активность
в игре
2-й
3-й
Дни наблюдений
4-й
8-й
16-й
32-й
64-й
128-й
Плохое
Хорошее
Неустойчивое
Раздражительное
Плохой
Хороший
Избирательный
Поверхностный
Глубокий
Контактен
Доброжелателен
Агрессивен
Активен
Пассивен
Любознателен
Не любознателен
Активность
в речи
Познавательные
потребности
Условные обозначения: выбранный показатель - +; болел - б; дома - д.
Выводы об особенностях адаптационного периода: (нужное подчеркнуть)
Возраст при поступлении ребенка в детский сад __________________________
Ребенок до поступления в ДОО посещал, не посещал детский сад
Степень тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
легкая: 1-15 дней, средняя: 16-32 дня, тяжелая: 32-64 дня, 64-128 дней
Взаимоотношения со взрослыми: контактен, доброжелателен, агрессивен
Взаимоотношения с детьми: контактен, доброжелателен, агрессивен
Индивидуальные проявления: _________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
− легкая (1 — 15 дней), ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно
ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного
учреждения;
− средняя (16 —32 дня), - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое
время теряет в весе; настроение неустойчивое, может наблюдаться отсутствие аппетита,
кратковременный и беспокойный сон; может наступить однократное заболевание
длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
− тяжелая (32 —64 дня, 64 - 128 дней) - ребенок часто болеет, теряет в весе,
появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца; возникает
стойкий энурез, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и
психическое истощение организма.
* (Н.В.Соколовская, А.С. Переверзева)